Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Зеленый пояс Славы» до сих пор не достроен

Идею Михаила Дудина забросили и исказили еще в семидесятые годы прошлого века

Власти Петербурга и Ленинградской области не успевают привести в порядок и отреставрировать все памятники ансамбля «Зеленый пояс Славы» к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Слишком поздно начались работы по инвентаризации и обследованию монументов. 

Еще требуется время на решение имущественных вопросов. Например, в Ленобласти 24 из 27 мемориалов не имеют собственника, и переписка с Росимуществом по определению принадлежности объектов только началась. Привести в порядок весь комплекс чиновники двух регионов обещают к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Город выделяет на свою часть около 100 миллионов, а область — 113 миллионов.

Обелиск у железнодорожной станции Лигово входит в мемориальный комплекс «Кировский вал». Сооружен трудящимися Кировского завода.


И то хорошо. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но тут еще важно, как оно пойдет, ведь огромный комплекс «Зеленого пояса Славы» — это все-таки ансамбль. Неоднозначный, неоднородный, а потому требует комплексного и профессионального подхода. Если его будут реставрировать, как это делалось до сих пор — красить плиты серой или красной краской для придания вида (ранее в номере от 12 сентября 2012 года мы уже поднимали эту тему), — то смысла такая реставрация не имеет.

Сколько стоит ваш ремонт

Две красные гвоздики на пропитанной невской сыростью гранитной плите «Рубежного камня» — главного монумента Невского пятачка и одного из памятников «Зеленого пояса Славы», ансамбля мемориалов, которые, окружая Петербург, напоминают нам о блокаде Ленинграда. Две красные гвоздики на темном граните. Когда бы вы ни приехали, цветы там будут. Не знаю, кто их приносит. Я к своему стыду, приезжая к памятникам войны, вспоминаю о цветах в самый последний момент, когда стою и смотрю на гвоздики, положенные не мной. Но, слава богу, кто-то об этом помнит. Так было и на этот раз. Экскурсанты, по очереди вылупившиеся из автобуса, слушая рассказ о великой битве, отводили взгляды от гвоздик. И всем захотелось сразу сделать что-то хорошее. Один мужчина, видно, человек не бедный, даже спросил экскурсовода, сколько будет стоить отремонтировать памятник. Экскурсовод оказался осведомленным. И назвал сумму, которую не так давно обсчитывали в музейном агентстве Ленинградской области. Четыре миллиона рублей. Бизнесмен, видимо рассчитывая на отличные от столиц сметы, такой не ожидал, и, делая неловко-задумчивый вид, поторопился зайти в автобус.

Щели и сырость под плитами стелы у дота и танка на проспекте Стачек. Требуется реставрация.

Мы не знаем, чем закончилась эта история. Может, бизнесмен еще посчитает активы и свяжется с музейным агентством...

До пояса аллей не дошло

По сути ведь так и было. «Зеленый пояс Славы» — народный памятник. Идею придумал поэт Михаил Дудин. Комплекс памятников с соединяющими их аллеями и рощами должен был проходить по блокадному кольцу, а монументы стоять на местах конкретных боев, на рубежах, где были остановлены войска противника. Проект «Зеленого пояса Славы» и отдельных мемориалов на общественных началах был разработан коллективом архитекторов во главе с Геннадием Булдаковым в 1958 — 1964 годах. Возводили монументы своими силами жители Ленинграда и предприятия города. К 20-летию Победы на «Зеленом поясе Славы» стояли если не памятники, то закладные стелы. Но потом энтузиазм поутих, и где-то так и остались стоять стелы. Содержание памятников также было поручено расположенным поблизости хозяйствующим субъектам — если не районным администрациям, то заводам и фабрикам.

И вот это стало ошибкой. Практически сразу ансамбль перестал быть ансамблем: каждая организация отвечала за свой объект (которые были разнесены по 200-километровому кольцу), и никто не думал масштабно. До пояса из аллей и рощ так и не дошло.

Ансамбль перестал быть ансамблем

Концепция продолжала разваливаться. В 1974 году Совет министров РСФСР выпустил постановление №624, которым ансамбль был назван «Зеленым поясом Славы Ленинграда», а его мемориалы были признаны историческими памятниками федерального значения. Но для упрощения содержания воинских монументов в Ленинграде и области постановление называлось «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» — в ансамбль «Зеленого пояса Славы» включили памятники мемориальных комплексов «Дорога жизни» и «Ораниенбаумский плацдарм», которые создавались другими архитекторами и несли другие смыслы. Какие, понятно из названий.

Памятник «Рубежный камень» (архитекторы М. Л. Хидекель и О. С. Романов, художник Г. Д. Ястребенецкий, и скульптор Э. Х. Насибулин) был открыт 12 сентября 1972 года. С тех пор капитально не реставрировался.

Команда Булдакова тогда протестовала. Архитекторы говорили, что они создавали именно «Зеленый пояс Славы». Но в постановление Совмина РСФСР не внесешь поправки, как в генплан Петербурга.

Так и осталось. Документ смешал идеи и концепции в одну кучу. И краеведы, писавшие книги о воинских мемориалах Ленинграда, лишь транслировали это постановление.

Что получилось в результате? Тридцать два памятника, за каждым из которых ухаживали кто во что горазд: здесь завод или воинская часть камни к праздникам подкрашивали, а там администрация района ставила клумбы.

14, 19, 32 или 80?

Ну а потом, ближе к перестройке, и ухаживать перестали. Петербург и Ленобласть стали разными субъектами Федерации. К концу века власти раздали поручения районам приводить монументы в порядок. Но это не решает проблему. Как мы уже говорили, на многих объектах нет даже собственника.

Стела на воинском кладбище «Дачное». С виду памятники крепкие. Но для ухода за ними нужен профессиональный взгляд, а не взгляд чиновников.

С количеством тоже ничего не ясно. Постановление Совмина говорило о 32 памятниках, восемь из которых находились на территории Ленинграда. В 2001 году в распоряжении администрации Санкт-Петербурга говорилось о 14 памятниках «Зеленого пояса Славы» на территории города. Сейчас комитет по культуре Петербурга заявляет о том, что «Зеленый пояс Славы» состоит из 37 мемориальных комплексов, которые включают в себя более 80 памятников. А комитет по управлению городским имуществом утверждает, что из них в реестре собственности Петербурга учтены 19 объектов. Ленобласть насчитала 27 памятников.

Так сколько же памятников в «Зеленом поясе Славы»? И что с ними делать?

Стелы и тополя заменить

Вот тут как раз ответ есть. В Петербурге живет автор программы реконструкции и замены памятников «Зеленого пояса Славы» Зоя Кошик. В свое время она с энтузиастами-архитекторами разработала такой проект. Он был принят и даже нашел финансирование (мы подробно рассказывали об этом в статье «Зеленый пояс Славы» развалился на отдельные памятники» в номере за 12. 09. 2012 года). Но потом как-то все забылось. Если коротко, его суть — в создании единой дирекции по содержанию, реконструкции, замены и прочая, и прочая, и прочая памятников «Зеленого пояса Славы», где кроме аппарата в штате были бы архитекторы и реставраторы. И пусть эта дирекция занималась бы всеми военными, если не отдельными памятниками, то ансамблями — «Дорогой жизни», «Ораниенбаумским плацдармом»... Это было бы логично. Тогда можно было бы планомерно работать: восстановить потерянное, поменять наконец закладные стелы на памятники, в аллеях кое-где заменить тополя, сажавшиеся к каким-то датам в спешке, на другие породы деревьев... Как объясняла корреспонденту «ВП» Зоя Петровна, в каждой композиции была духовная составляющая, выраженная художественными средствами, а стелы и орудия не несут такую задачу.

Памятник «Призрачная деревня» (архитекторы М. Л. Хидекель и О. С. Романов, 1985 год) входит в мемориальный комплекс «Невский пятачок». Он посвящен 38 сожженным немцами на территории современного Кировского района селениям.

Ничейные памятники

Идея единой дирекции витает, можно сказать, в воздухе. Как рассказывал в своем интервью «Вечернему Петербургу» губернатор Георгий Полтавченко, было бы правильно передать ансамбль «Зеленого пояса Славы» в одни руки, чтобы какая-то единая дирекция отвечала за состояние памятников. Но с учетом январских торжеств, а также 70-летия Великой Победы власти решили, что сейчас важнее привести «Зеленый пояс Славы» в порядок.

Памятник «Безымянная высота» (архитектор Л. И. Копыловский, скульпторы Е. Н. Ротанов, Г. Д. Ястребенецкий, В. Г. Козенюк, 1968 год) или иначе «Холм Славы». Отсюда 12 января 1943 года советские воины форсировали Неву перед прорывом блокады. Мемориал сооружен трудящимися Выборгского района.

В соседнем регионе этот вопрос также обсуждался. Как рассказал на заседании консультативного совета при губернаторе Ленинградской области по делам ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов вице-губернатор Николай Емельянов, они обращались в ноябре 2012 года через полпредство президента с предложением создать единый музейный комплекс, который бы отвечал за ансамбль «Зеленого пояса Славы» в двух регионах. Но решения не было.

В результате в обоих регионах проведена инвентаризация. И в Ленобласти 24 из 27 памятников не имеют собственника. Чтобы он появился, надо провести объекты через регистрацию в Росимуществе. Письма туда написаны, ответа пока нет. Также субъектами составлен сводный расчет необходимого финансирования для проведения ремонтно-реставрационных работ. В Петербурге эта сумма около 100 миллионов рублей, а в Ленобласти — 113,42 миллиона рублей.

В общем, юбилей грядет, деньги есть. А духовная составляющая есть?

Резюмируем. «Зеленый пояс Славы», как его задумал Михаил Дудин, до сих пор не достроен. Конечно, кольца аллей и рощ уже не вырастить, но закладные стелы надо заменить памятниками. Но для этого у легендарного мемориала должен быть один хозяин.

↑ Наверх