А ты сдал ртуть?
Завершился пилотный проект по сбору опасных отходов — энергосберегающих ламп, ртутных термометров, алкалиновых батареек и других аналогичных предметов с ядовитохимическим содержимым. Результат акции удовлетворил ее инициаторов.
В муниципальных образованиях «Черная речка» и «Озеро Долгое» завершился пилотный проект по сбору опасных отходов — энергосберегающих ламп, ртутных термометров, алкалиновых батареек и других аналогичных предметов с ядовитохимическим содержимым. И, как заявили корреспонденту «Вечернего Петербурга» в комитете по природопользованию, результат акции удовлетворил ее инициаторов — люди принесли на утилизацию 286 ртутных ламп, 405 батареек, аккумулятор и четыре прибора с большим содержанием ртути.
Напомним: речь идет о том, чтобы приучить петербуржцев внимательно относиться к опасным отходам, заставить их сознавать, что в обычную помойку нельзя выбрасывать ни люминесцентные лампы, ни батарейки, ни аккумуляторы от телефонов и другой техники. До начала акции соответствующую пропаганду в вышеупомянутых муниципалитетах провели волонтеры. Конечно, на все 133 тысячи человек, обитающих в этом районе, им сил не хватило, но, как заверили нас в комитете по природопользованию, треть удалось «обработать».
«Нам приходилось, — рассказывает пресс-секретарь ведомства Елена Малышева, — объяснять людям банальные вещи. О которых, думаешь, все должны знать со школьной скамьи. Многие не знали, что ртуть токсична. И рассказывали нам, что, когда разбивался градусник, убирали ее пылесосом. Приходилось проводить ликбез о том, что пары ртути сходны по силе воздействия с синильной кислотой и без демеркуризационных мероприятий надолго остаются в квартире, что термометр или люминесцентная лампа часто становятся причинами серьезных отравлений».
Теперь специалисты отметили: прогресс налицо. В этом году граждане принесли в два раза больше опасных отходов, чем во время подобной акции в прошлом году.
Но это процесс постепенный. Например, в Финляндии сейчас данный вопрос отрегулирован, но экологи северного соседа, когда делились опытом с нашими, рассказывали, как трудно было приучать граждан. Случались даже протестные демонстрации. Борьба длилась несколько лет, а потом все вошло в норму — и законодательно, и практически.
Так что если не останавливаться и вести плановую работу, то и с нашими гражданами можно будет договориться.
В общем, пилотный проект положил начало длительному, но необходимому процессу. И в следующем году комитет по природопользованию в рамках госконтракта собирается организовать регулярные выезды «Экомобиля» во все районы города по согласованному и утвержденному графику. Он будет разрабатываться заранее для каждого района и распространяться среди петербуржцев через волонтеров и через Интернет.
Что же касается вопроса, поднятого нами в предыдущей публикации (о том, что в сборе отходов были задействованы сотрудники и техника аварийной экологической службы), то в комитете по транспорту нас успокоили, уверив: машин, причем разнопланово оборудованных (для выезда аварийной бригады, для вывоза токсичных отходов, для вывоза емкостей с ртутью и химических отходов, для вывоза радиоактивных отходов), хватит. Есть два «Соболя», есть специальный автобус для работы в особо опасных условиях, есть грузовые машины. Специалистов-химиков тоже достаточно, чтобы «закрыть» город от экологических катастроф.
Фото Натальи ЧАЙКИ