Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Александр Викторов: Мы согласовали генплан и фасады

На самом деле — городские власти еще пять лет назад совершенно четко представляли, как будет выглядеть угол на пересечении Невского проспекта с улицей Восстания, а именно — пресловутый «Стокманн». Просто чиновники и руководители компании-застройщика ждали точки необратимости — когда можно открыть правду, но правда эта смысла уже иметь не будет.

На днях мы рассказали о том, что здание нового торгового комплекса на площади Восстания нарушает высотность и панораму Невского проспекта. При этом архитектор проекта Юрий Земцов выразил свое удивление тем, что горожанам не нравится этот новодел: мол, все одобрено городским правительством.

И на самом деле — городские власти еще пять лет назад совершенно четко представляли, как будет выглядеть угол на пересечении Невского проспекта с улицей Восстания, а именно — пресловутый «Стокманн». Просто чиновники и руководители компании-застройщика ждали точки необратимости — когда можно открыть правду, но правда эта смысла уже иметь не будет.

 

Александру Викторову симпатичны громоздкие конструкции в историческом центре.


Так, в 2005 году экспертная строительная комиссия по обследованию строительных конструкций в жилых и общественных зданиях признала дом № 114 по Невскому проспекту аварийным. Причем иной вариант не обсуждался, поскольку проект новостроя был готов еще тогда, когда эта комиссия работала. И в июне 2006 года главный архитектор города, председатель комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Александр Викторов одобрил его — подписал согласование КГА генерального плана и фасадной части проекта, а также 35-метровую высоту здания. Потом та же экспертная комиссия признала аварийным и дом по улице Восстания, 2/116, с рекомендацией к разборке.

Потом комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории (КГИОП)  — после того, как г-н Викторов одобрил два лишних этажа над образом старинного фасада — решил просто не замечать их, и в лице первого заместителя председателя КГИОП Алексея Комлева согласовал по очереди два фасада здания, выходящие на Невский проспект и улицу Восстания. Г-н Комлев как-то позабыл, что его ведомство начало тогда в Петербурге «беспрецедентную» для других городов охрану не только объектов материальной культуры, но и видов — уникальных перспектив и панорам Северной столицы.

После чего Служба государственного надзора и экспертизы спокойно дала разрешение на строительство.

Конечно, подпись главного архитектора, председателя КГА Александра Викторова, который сейчас уже не является чиновником, а трудится в своей архитектурной мастерской, была ключевой в этой цепочке согласований. Поэтому корреспондент «ВП» не мог не позвонить ему.

— Александр Павлович, вы действительно в 2006 году согласовали стокманновский проект?

— Да, конечно. Этому проекту много лет. Мы согласовали генплан и фасады.

— А высотность?

— И высотность. За восстановленным корпусом старинного здания они планировали поднять один обычный этаж и один мансардный.

— А почему вы согласовали этот проект? Вы ведь не могли не понимать, что надстройка будет видна со всех сторон...

— Вы знаете, вы мне позвонили, а я как раз листаю очень интересную книгу. Там фотографии одних и тех же городских видов, сделанные сто лет назад Карлом Буллой и современными фотографами. И на старинных снимках видно, что фонарей-атриумов в городе было очень много. И они украшали темный город, делали его светлее. Так что эти фонари не сейчас придумали, это не выдумка последних лет. Хорошо, что и современные архитекторы применяют эти технологии.

Мы тоже посмотрели эту книжку. И видим, что старинные фонари, каркасы, на которых они держались... все это соответствовало эстетике городской архитектуры, тяги каркаса продумывались так, чтобы они не только были функциональны, но и выглядели красиво. А нынешняя аляповатая стеклобетонная конструкция, которую г-н Викторов назвал фонарем, по нашим представлениям даже называться так не имеет права. И вряд ли цепкий объектив Карла Буллы прельстила бы высотная конструкция, созданная зодчими «Стокманна».

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх