Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Алмазу мирового кино» подарили кольцо с бриллиантом

Корреспонденты «ВП» Федор Дубшан и Наталья Чайка свидетельствуют: Катрин Денёв выглядит так, будто ее не коснулись ни годы, ни российская грязь и распутица. Кажется, что она держится несколько высокомерно — но приглядишься, и видно: это не высокомерие, а некоторая торжественность и важность, присущая символам и силам природы.

Весна вырвала наконец власть у зимы; как при всякой революции, это сопровождалось бардаком. Задули такие ветры, за шиворот полились такие потоки воды, а под ногами разверзлись такие хляби — что единственной разумной возможностью стал побег из бесприютной действительности в мир духа и творчества. Такую возможность представил открывшийся на днях в Гатчине XVI кинофестиваль «Литература и кино». Или даже две возможности, судя по названию.

Зрители и журналисты сбредались к кинотеатру «Победа». Там в фойе по крайней мере было сухо и тепло, хотя и как-то старомодно: на стене висит огромное мозаичное панно с Лениным. Зато кинозал приятно впечатлял современной отделкой и качеством своего оснащения. «Победа» смогла приобрести технику и подновить свой вид именно благодаря уникальному фестивалю.

— Мне кажется, что именно такие небольшие фестивали выгодно отличаются тем, что имеют свои долгие традиции и не подменяют главное формальной гулянкой, — заявил глава жюри игровых фильмов режиссер Дмитрий Месхиев.

На предварительной встрече, помнится, Месхиев тревожился о том, что приглашенной звезде Катрин Денёв придется месить сапогами гатчинскую грязь. Он то ли угадал, то ли сглазил — погода сделала все, что могла.

Но Катрин Денёв — после стрельбы из орудия Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, после дневного осмотра гатчинских дворцов — выглядела так, будто ее вся эта распутица не коснулась вовсе.

Кажется, что она держится несколько высокомерно — но приглядишься, и видно: это не высокомерие, а некоторая торжественность и важность, присущая символам и силам природы. Она оказалась музой этого фестиваля, вот и все. Ее за этим сюда пригласили, и она справилась со своей ролью — вокруг нее закрутился настоящий вихрь. Все перемещения, все усилия, вся суета и беготня оказались передвижением по орбитам вокруг единого центра притяжения — Катрин. Как будто бы без нее и все фильмы оказались бы безвкусными поделками, да и сама жизнь — не столь обязательной.

Ради такого высокого накала страстей и взлета духа организаторам, говорят, пришлось даже расстаться со многими материальными ценностями: на приезд и пребывание Денёв потрачена значительная часть бюджета. Это стало ясно уже на открытии фестиваля.

— Вы — алмаз мирового кино, и поэтому мы решили преподнести вам этот подарок, — сообщил представитель губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, вручая актрисе коробочку.

Катрин открыла ее — там было платиновое кольцо с бриллиантом. Еще в тот день ей достался зонтик — в честь «Шербурских зонтиков», конечно. Впрочем, ответный дар актрисы был в тот день, как бы это сказать, — скудным.

— Мне приятно быть гостем этого фестиваля. Фильмы, представленные на нем, обладают поистине литературной глубиной. И для меня огромная честь представлять сейчас свою страну, французский кинематограф — в Год Франции в России, — коротко сказала актриса. — Французы тоже очень любят снимать и смотреть экранизации великой литературы: Гюго, Мопассана, Бальзака. И так же, как и русские, ценят и любят сильные характеры в кино и литературе.

Но и только. Впрочем, даже эта краткая речь сорвала овацию — публика аплодировала актрисе стоя.

Еще в тот день был показан фильм «Правосудие волков», но на нем нельзя было сосредоточиться — все ждали следующего вечера. В субботу Денёв предстояло открывать ретроспективу «Гении и злодеи французского кинематографа».

И наступила суббота, и опять все не находили себе места, ожидая свою музу. Раздалась очередная порция аплодисментов, и она, как будущность, вошла. Впорхнула в зал и села на свое уже заранее приготовленное место — довольно-таки претенциозное кресло. Может быть, поэтому Катрин попросила не снимать ее, совсем убрать фотоаппараты.

— Мы же собрались сюда побеседовать, а не на мою фотосессию, — сказала актриса.

Пошли вопросы. Катрин отметила с улыбкой, что мы, русские, питаем склонность к особенно широким вопросам.

— Если бы я знала, что вы будете спрашивать о таких сложных вещах, я бы заранее потратила час на подготовку! — сказала она.

Если вопрос ей казался слишком общим — она так и говорила, не считая нужным отвечать подробно. Но зато, когда ведущий призвал аплодировать на каждую реплику актрисы, Денёв укорила его и попросила обойтись без таких указаний.

— Мы ведь не в цирке, — заметила она.

— Кто ваш любимый русский режиссер?

— Я, к сожалению, плохо знаю русское кино, потому что оно очень мало выходит в прокат во Франции. Но вот разве что — Сергей Параджанов.

— А ваш модельер?

— Ив Сен-Лоран.

Я тоже собрался с мыслями и задал вопрос, который, как мне кажется, оказался слишком общим, в русском духе:

— Госпожа Денёв, вы открываете сейчас ретроспективу с особым названием «Гении и злодеи французского кинематографа». То, что гениев во французском кино много, — это понятно. А как там со злодеями?

— Наверное, нельзя разделять вещь на хорошее и плохое. Мне кажется, что хорошее, гениальное есть во всех нас. Как и злодейство. Но я думаю, что единственное подлинное зло во французском кинематографе — это влияние телевидения на него.

Не знаю, что тут подумали присутствующие представители телевидения, но большая часть зала разразилась аплодисментами.

↑ Наверх