Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Ameriсa 2» — это весь наш современный мир

В Театре им. Ленсовета рассказали о мире в эпоху терроризма и экономического кризиса. «Действие происходит в Нью-Йорке чуть больше года спустя после нападения на Соединенные Штаты Аль-Каиды. Америка готовится к новой войне, вовсю идет праздничная распродажа, улицы нарядно украшены, сияют. Вертолеты патрулируют воздушное пространство, ... »

В Театре им. Ленсовета рассказали о мире в эпоху терроризма и экономического кризиса.

«Действие происходит в Нью-Йорке чуть больше года спустя после нападения на Соединенные Штаты Аль-Каиды. Америка готовится к новой войне, вовсю идет праздничная распродажа, улицы нарядно украшены, сияют. Вертолеты патрулируют воздушное пространство, береговая охрана контролирует водные границы города, перед тоннелями и мостами — специальные полицейские посты. Город надежно защищен…» — это первая ремарка новой пьесы Биляны Срблянович «America 2», о премьере которой в Театре им. Ленсовета «Вечерний Петербург» рассказал в номере за 21 мая.  «Ameriсa 2» — это еще как бы и вторая часть романа Франца Кафки «Америка», недаром героя Срблянович зовут так же — Карлом Россманом. Карл XXI века — уже не юноша, а взрослый мужчина, добившийся в жизни всего, то есть осуществивший «американскую мечту». Но его настигает неожиданный крах, и оказывается, что у нового Карла Россмана ничего за душой и не было, кроме высокого социального положения, банковского счета, престижной квартиры. Сможет Карл начать новую жизнь или нет и какую роль играют в этой истории Кафка, Аль-Каида и два симпатичных «всевозможных удобства» (в исполнении актеров Александра Новикова и Олега Федорова) — узнают зрители, которые придут на премьеру спектакля в Театр имени Ленсовета.

Мы же заглянули в театр заранее, на репетицию, чтобы посмотреть, как режиссер Петр Шерешевский превращает сложную, кинематографичную пьесу Срблянович в театральный спектакль. И сразу же попали в атмосферу творческую и нервную. У актера Алексея Фокина (Карл Россман) было множество собственных идей и мыслей по поводу персонажей, он то и дело предлагал режиссеру что-то переделать и усовершенствовать. Надо отдать должное Петру Шерешевскому — он проявил стойкость и смог настоять на своих решениях, хотя эмоциональный напор актера был велик — Фокин прочитал настоящий трагический монолог о своем несогласии с режиссером.

Увидеть в этот день нам удалось не так уж много. Яркое впечатление осталось от декораций, выполненных художником Александром Моховым: сцена напоминала выставку актуального искусства, все элементы декора несли смысловую нагрузку и трансформировались, как бы включаясь в игру. Вообще увиденное порадовало именно театрализацией, непростым рисунком и способом актерского существования. Ясно, что «Ameriсa 2» не станет очередным скучным бытоподобным спектаклем, каких много на питерских сценах. Но вот чем станет это противоречивое действо, можно будет понять, только посмотрев спектакль целиком.

Наша жизнь как компьютерная игра

Режиссеру Петру Шерешевскому, так смело взявшемуся за сложную пьесу Срблянович, нам захотелось задать несколько вопросов о том, чем привлек его этот материал.

— Петр, скажите, пьеса сербского драматурга про Америку действительно актуальна в Петербурге сегодня?

— Мне кажется, что в этой пьесе «Америка» — весь наш мир, погруженный в заботу о материальных ценностях, которые ничего не дают душе. Это как компьютерная игра — заполняет нашу жизнь и нам кажется, что мы живем полноценно, а на самом деле это только имитация жизни, без духовного наполнения. И если вдруг происходит крушение, то, на мой взгляд, это возможность для человека в современном мире остановиться и задуматься над тем, кто он есть и зачем сюда пришел. Я думаю, что эта проблема и эта пьеса актуальны для всех нас: русских, сербов, американцев.

— Что происходит с героем пьесы Карлом?

— Это история о человеке, который всю свою жизнь посвятил подъему по социальной лестнице, и когда вдруг случилась ошибка, из-за которой он все потерял, то человек полетел под откос, потому что, кроме этого — внешнего, у него ничего и не было. Спектакль мы пытаемся поставить таким образом, чтобы не просто показывать реальность, а дать возможность увидеть мир как бы глазами героя. Показать все, что запомнилось Карлу в тот период, когда вся его жизнь пошла прахом.  Ведь в нашей памяти люди остаются не такими, как есть, а такими, как мы их увидели. А если нас в этот момент мучает боль, то мы запоминаем окружающих искаженными, не в лучшем свете, да мы и сами в такие минуты выглядим неприглядно. Весь спектакль — это попытка героя переосмыслить свое существование.

— Ну, такой герой для русского театра не чужой…

— Да, есть традиция российского театра, в которую эта сербская пьеса вписывается. 

 

 

Одетый Карл выглядит как презентабельный мужчина. Голый — он не так хорош собой.


 

«Американская мечта» героя рушится вслед за башнями-близнецами.

 


Сейчас не важно, что ты сделал, чтобы оказаться в таблоидах

Исполнительница одной из главных женских ролей, Лаура Пицхелаури, как мы выяснили, сочувственно относится к своей героине — циничной русской манекенщице с несложившейся судьбой Ирине.

— Чтобы понять этот спектакль, ни в коем случае нельзя уходить в первом акте, — предупредила Лаура. — Потому что у каждого из персонажей здесь есть своя история и своя боль, но все открывается только к финалу. Моя героиня — одна из самых страдающих в пьесе. Это русская девушка, манекенщица, которая приехала в Америку за красивой жизнью. И, как у большинства, у нее ничего не получилось: ни карьеру сделать, ни мужа найти. И в тот момент, когда мы ее видим, она находится в состоянии, когда на все хочется махнуть рукой: «А, гори все синим пламенем!»

— Вы одобряете стремление вашей героини сделать карьеру и жить красивой жизнью?

— Нет ничего плохого в том, что  человек занимается своим делом, получает от этого удовольствие, а если ему еще и деньги платят — то совсем прекрасно. Главное, чтобы пополнение банковского счета не стало смыслом жизни, чтобы человек думал и о душе тоже.

— Ваша героиня думает о душе?


— Мы застаем ее в тот момент, когда она уже не думает ни о душе, ни о карьере, она находится в депрессии и мечтает, чтобы жизнь и эта мука скорее кончились.  Поэтому она кажется такой циничной манипуляторшей, но все светлое и прекрасное у нее уже позади, так что это танец на костях.

— Вам кажется, что это типичная современная героиня?

— Да, это совершенно современная пьеса, сейчас успешность стоит на первом месте, и не важно, что ты сделал, чтобы оказаться в таблоидах. Иметь дорогую машину, квартиру и бриллианты стало самым главным для людей, и за это можно продать душу… Я не считаю, что нужно быть голодным и спать в луже, но продавать душу за вещи нельзя ни в какое время.

Фото Юлии КУЛЬКИНОЙ

↑ Наверх