Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Ангелы работают без страховки

В Петербурге, неподалеку от СКК, раскинут шатер, который несколько раз в неделю осаждают толпы сумевших приобрести весьма недешевые билеты. Здесь вот уже больше месяца гостит Цирк дю Солей — «Солнечный цирк» из Канады, самый знаменитый и самый успешный в мире. Журналистам «Вечёрки» удалось побывать за кулисами ...

В Петербурге, неподалеку от СКК, раскинут шатер, который несколько раз в неделю осаждают толпы сумевших приобрести весьма недешевые билеты. Здесь вот уже больше месяца гостит Цирк дю Солей — «Солнечный цирк» из Канады, самый знаменитый и самый успешный в мире.

Сегодня конкурировать с этим единственным в мире цирком, где не мучают животных, а делают ставку на мастерство воздушных гимнастов и акробатов, театральность шоу и технические достижения, могут лишь звезды самой крупной величины вроде Мадонны, Бритни Спирс и Пинк.

Именно в Петербурге цирк решил представить европейскую премьеру своего нового шоу «Кортео».



Чужие здесь не ходят

Корреспонденты «Вечёрки» убедились, насколько четко в Цирке дю Солей все организовано. Цирк работает как отлаженный часовой механизм. Кому-то это может показаться излишним, но тайна сценического действия охраняется здесь достаточно активно — посторонние ни под каким видом не могут оказаться на территории цирка. Пока мы шли к месту заранее оговоренной встречи, насчитали несколько постов охраны — они расположены за забором из легкой металлической конструкции по периметру всей отгороженной для гастролеров территории. И будьте уверены: охранники вас ни за что не пустят, если у вас нет специального пропуска. Как оказалось, такая четкость в работе отличает буквально все службы цирка.



Нас с улыбкой встречает Мами Оки (на фото), пресс-секретарь мирового тура, которая путешествует с труппой уже полтора года. В руках этой миниатюрной женщины — планшет, куда она постоянно заглядывает. Там буквально по минутам расписан каждый день гастролей — кто, где и когда репетирует, чем занимаются те или иные службы в данный момент. Наша сопровождающая еще раз подчеркивает, что находимся мы с тыльной стороны главного шатра, в котором расположены основные подсобные помещения и места, где артисты проходят сеансы физиотерапии, занимаются пластикой, выполняют упражнения для поддержания формы и отрабатывают свои номера. Вообще отношение к артистам здесь удивительно трепетное: все понимают — именно они представляют зрителям конечный продукт, квинтэссенцию работы многочисленного коллектива.


Наверное, каждому в детстве хотелось так же подпрыгивать на кровати — до самого потолка.


Нет предела совершенству

Но уважение — не означает «особые условия». Артисты работают здесь напряженно, постоянно репетируют, несмотря на то что все номера изучены ими до последних мелочей. Когда входишь за кулисы, сразу бросается в глаза расположенная посреди зала подкидная доска, на которой проходит репетиция одного из самых сложных номеров шоу. Благодаря этому снаряду артисты подпрыгивают на невероятную высоту, умудряясь при этом несколько раз перевернуться в воздухе. Кажется, все выполнено идеально, но участники тренировки почему-то не совсем довольны, тихо переговариваются и повторяют прыжки раз за разом. Видимо, нет предела совершенству.

Чуть поодаль располагаются два батута-кровати, на которых гимнасты также проделывают сложнейшие трюки. «А где же кровать умирающего клоуна?» — спрашиваю я у Мами Оки. «Кровать Мауро уже на сцене, вы увидите ее позже», — отвечает она и демонстрирует нам находящуюся чуть в стороне костюмерную.

61 персонаж «Кортео» в ходе представления использует 267 сшитых в Монреале костюмов и более трехсот пар обуви от 33-го до 47-го размера. Для изготовления нарядов художник по костюмам Доминик Лемье использовала более 900 различных видов материалов, выбирая ткани нежных оттенков голубого, розового, лилового и золотистого, украшая их кружевами, блестками и стразами. После выступлений костюмы обязательно стирают. На то, чтобы отгладить все костюмы, ежедневно уходит до 16 часов.


Для представления приготовили 267 нарядов и 300 пар обуви.


Во время гастролей костюмы постоянно совершенствуются: кому-то надо ушить, что-то подправить, добавить важную деталь. По свидетельству Мами Оки, часто сами артисты обращаются в костюмерную с просьбой подправить их одежду, но нередко костюмеры присутствуют на спектаклях и внимательно отслеживают, что необходимо изменить или добавить во внешнем виде того или иного участника.

Техника на грани фантастики

Сцена цирка — сложное инженерное сооружение, значительно приподнятое над зрительным залом и оборудованное мощными механизмами, люками и специальным покрытием. Она периодически «вуалируется» (другого слова не подобрать) изумительным прозрачным занавесом.

Для перевозки всего оборудования и реквизита, масса которого составляет почти 1,1 миллиона килограммов, потребовалось 63 большегрузных автомобиля с прицепами. Туда были погружены подъемники, вращающиеся элементы, рельсовые направляющие, люстры, которые в данном шоу являются не только элементами оформления, но и реквизитом — на них выступают акробаты. За все это отвечает мастер по цирковому оборудованию Дэнни Зен.

Мое внимание привлек человек с наушниками, деловито расхаживающий по сцене и постоянно дающий какие-то указания. «Это так называемый управляющий сценой. Он руководит всей программой, — поясняет Мами Оки. — Зрители его не увидят, но все службы четко следуют каждому его слову посредством наушников».

В глубине, над артистическим входом на сцену, наш гид показывает незаметное простым зрителям помещение, где находятся технические службы. Из своего «укрытия» они посредством специальных приборов поднимают и опускают люстры, включают и выключают их вращательное движение. Семь монтажников обслуживают эффектный номер с люстрами. Кстати, именно в этой сцене участвует пресловутая кровать Мауро: она ждет своего часа на сцене — ей, как и люстрам, тоже предстоит взлететь.


Высоко над куполом артисты Цирка дю Солей сплетаются в фантастические узоры.


Легко ли висеть на люстре

Нам удалось увидеть генеральный прогон сцены с люстрами. Это очень красиво — мало того что сами люстры, выполненные из стекла, пластика и металла, переливаются яркими огнями, так еще и девушки-ангелы, выполняющие трюки без страховки, творят чудеса. «Страховка в этом номере невозможна, — отвечает на мой вопрос о сложности номера Мами Оки. — Ведь люстры постоянно поднимаются, опускаются, вращаются, и подстраховать наших «ангелов» никак нельзя. Их «страховка» — это жизненный опыт, многолетние тренировки, безошибочное и четкое выступление».



С одним из «ангелов» мне удалось поговорить. Очаровательную жгучую брюнетку зовут Кристина Кампалонго (на фото), она — американка. «Я с 6 лет в цирке, — рассказывает Кристина. — Впрочем, точнее будет сказать — с рождения. У моего отца был собственный небольшой зоопарк с тиграми и львами. Ими я и занималась до 16 лет. Но о животных забыла, когда именно в этом возрасте впервые выполнила упражнение на трапеции. С тех пор я поняла, что хочу быть воздушным акробатом».

Скорее всего год 16-летия стал судьбоносным для красавицы Кристины. Тогда же ей позвонили из дю Солей и предложили приехать в Канаду на кастинг. «Я очень волновалась, — вспоминает моя собеседница, — но четко выполнила все задания и поняла: меня приняли в труппу. Радости не было предела». Начались цирковые будни — участвовала в номере с трапецией, со специальным канатом, с длинными лентами, гамаком. «Я прошла через все сложнейшие аттракционы воздушных гимнастов», — гордо сообщает Кристина. Но номер с люстрами — самый сложный сегодня в ее карьере.


Номер с люстрами — один из самых сложных в шоу.


Мгновенно пролетает отведенное для нас время. Мами Оки озабоченно смотрит на часы и говорит с сожалением: «Я бы еще многое вам показала, но не могу — у нас сейчас собрание». Зная, как здесь все четко организовано, приходится смириться. Желаю успеха нашему гиду и всей труппе в целом.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ



Справка «ВП»


Цирк дю Солей (Cirque du Soleil) — возможно, самый популярный сейчас во всем мире цирк. Его коллектив насчитывает более 4 тысяч сотрудников, в том числе более тысячи артистов. С момента создания в 1984 году труппа посетила с гастролями более двухсот городов мира, на ее представлениях побывали около 90 миллионов зрителей.

Артисты и персонал цирка представляют свыше сорока стран и говорят на 25 языках, среди которых русский — один из основных: многие наши соотечественники предпочли приложить свои силы именно в этой труппе. Впрочем, для петербуржцев, наверно, необходимо сделать оговорку: это не совсем тот, а точнее — совсем не тот цирк, к которому мы привыкли и на котором многие из нас выросли. Цирк дю Солей — это прежде всего шоу, костяк которого составляют гимнасты и акробаты, грандиозный спектакль со сквозной идеей и живой музыкой. Иногда музыканты даже выходят на авансцену.

Впрочем, возможно, именно такой подход — в традициях итальянского цирка, к которому шоу, названное по-итальянски «Corteo», что означает «Кортеж», имеет прямое отношение. Вполне естественно, что режиссер-постановщик спектакля Даниэле Финци Паска — выходец из солнечной Италии. Он говорит: «Есть такое слово — «ностальгия», многие его не поймут, а русские понимают, и я, как итальянец, тоже прекрасно понимаю, о чем идет речь. Это способ перенестись в воспоминания, погрузиться в поэтические представления о жизни, пытаясь ответить на вечные вопросы: откуда мы пришли и куда уйдем?»

Что за кортеж появляется на сцене, ясно с первых минут представления — кортеж сугубо печальный: умирает клоун Мауро, и его на протяжении всего действия опекают разнокалиберные ангелы, которые летают под самым куполом, а также выделывают невероятные трюки на люстрах, опускающихся будто с неба, чтобы осветить последний путь дорогого им человека. Несколько сцен происходит на постели умирающего — умопомрачительные прыжки, повороты, кульбиты и прочие акробатические чудеса.

↑ Наверх