Ботанический сад спасли биологи
Ленинград — один из наиболее сильно пострадавших от войны городов. На его подступах и в голодном кольце миллионами гибли люди. Не осталось животных. Даже крысам нечего было есть. Гибли и растения. Иногда уникальные. Власти как могли спасали Летний сад. Ботаническому же саду не повезло.
Сегодня скорбная дата для нашей страны — день начала Великой Отечественной войны. Ленинград — один из наиболее сильно пострадавших от войны городов. На его подступах и в голодном кольце миллионами гибли люди. Не осталось животных. Даже крысам нечего было есть. Гибли и растения. Иногда уникальные. Власти как могли спасали Летний сад. Ботаническому же саду не повезло. Война уничтожила восемьдесят процентов его коллекции. А те растения, что удалось сохранить сотрудникам этого научного учреждения, сейчас гордо стоят, обвязанные георгиевскими ленточками.
Часть своих экскурсий сотрудники Ботанического сада всегда посвящают военному времени, своим коллегам, которые работали здесь в блокаду. Ведь и ботаники могут совершать подвиги. Одним из них стал подвиг биолога Николая Курнакова, который своими силами спас часть редчайшей коллекции. Она и вправду была редчайшая. Дело в том, что сад ведет свою историю с 1714 года, когда Петр I разбил на Вороньем острове Петербурга аптекарский огород, где для нужд фармацевтики той эпохи выращивались лекарственные растения. Огород превратился в Аптекарский, а потом и в Ботанический сад. Изначальное же его предназначение и дало название всему острову.
С тех самых пор и ведет отсчет история коллекции этого старейшего научного учреждения. До войны лучшими после нашего Ботанического сада считались лишь оранжереи Королевского Ботанического сада в пригороде Лондона. Но началась война. Осенью немцы взяли Ленинград в кольцо. В ноябре 1941 года несколько снарядов попали в парк Ботанического сада. Взрывы были очень мощные, от них полопались стекла оранжерей. А на улице стоял десятиградусный мороз. Оранжереи остыли мгновенно. Именно тогда буквально за считанные часы погибло 80 процентов всей уникальной коллекции. Сотрудники сада спасали растения своими силами — уносили их домой и там выхаживали.
Как рассказала корреспонденту «Вечернего Петербурга» биолог и экскурсовод Ирина Вященко, сама ребенком пережившая блокаду, кактусы спасал ученый Николай Курнаков: «Те, кто помнил эти времена, рассказывали, что у него дома все было заставлено кактусами. Осталась лишь тропинка от двери к кровати. Так и жил под одной крышей с растениями. И некоторые из тех экземпляров, что он сохранил, стали долгожителями и их можно видеть в наших оранжереях. Сам же Николай Михайлович до Победы не дожил...»
Растения-ветераны можно узнать по георгиевской ленточке.
Корневищу этого банана 78 лет.
Кроме спасенных кактусов Ирина Анатольевна показала нам пальмы, саговники, филодендрон, цереусы, опунции, которые спасали другие сотрудники Ботанического сада. Многим из этих растений уже более ста лет. Интересно, что войну пережила и трава — а именно банан. Его корневище удалось сохранить. И с тех пор каждый год оно приносит новые «травинки» — толстые стволы и, конечно, плоды.
Все растения Ботанического сада, пережившие войну, несложно заметить. Они перевязаны георгиевскими ленточками.
Фото Натальи ЧАЙКИ