Давид Тухманов: Какой я классик?
Начав с незамысловатых шлягеров «Последняя электричка» и «Восточная песня», он поднялся в эстрадной песне до «Дня Победы», а год назад явил себя в роли автора оперы «Царица»… Сегодня один из лучших эстрадных композиторов России отмечает 70-летие.
Начав с незамысловатых шлягеров «Последняя электричка» и «Восточная песня», он поднялся в эстрадной песне до «Дня Победы», а год назад явил себя в роли автора оперы «Царица»…
Юбилеи — такая морока
— Давид Федорович, как самочувствие юбиляра?
— Юбилеи — такая морока. Так что «званием» юбиляра я вовсе не горжусь… Самочувствие, слава богу, ничего. Тружусь. По утрам… Я рано встаю. У меня такая профессия. Пью кофе. Три утренних часа могут быть очень продуктивными. В 7.30 — 8.00 приступаю к работе и до обеда или до ланча не разгибаю спины. Ночью уже не могу сидеть. Если только нужно позарез по Интернету переслать какой-то материал, решить конкретную задачу…
— Говорят, вы готовите книгу мемуаров?
— Я все-таки такой консервативный человек. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом: писатели писать книги, композиторы сочинять музыку… Конечно, даже среди композиторов есть талантливые менеджеры… Тогда получается потрясающий результат. Но у меня только одна профессия…
— Давид Федорович, что вы испытываете, когда слышите про себя: «Тухманов — классик советской песни»?
— Какой я классик? Скорее автор нескольких «эвергринс», то есть «вечно зеленых» песен. К ним можно отнести такие, как «Последняя электричка», «Восточная песня», «Притяжение Земли», «Из вагантов» («Во французской стороне…»), «Как прекрасен этот мир», «Мой адрес — Советский Союз», «Песенка сапожника», «Ненаглядная сторона», «Я люблю тебя, Россия», «Эти глаза напротив», «Чистые пруды» и, конечно же, «День Победы»…
— Казалось бы, автор «Дня Победы» получал статус неприкосновенного, но Тухманова в свое время критиковала партийная пресса…
— Но ведь и «День Победы» десять месяцев мариновали, не выпускали в эфир Гостелерадио! Полежи она еще на полке, возможно, так и сгинула бы в архивах. Газетные подвалы в «Советской культуре», органе ЦК КПСС, где мне доставалось по первое число… Авторитетные критики заявляли, что, дескать, нет в моих песнях мелодии, один ритм. Даже в «Дне Победы» нашли какой-то ритм танцевальный — «не такой». Чего только не писали! Признаться, тогда меня это очень задевало, поскольку реально влияло на ход событий: песни запрещали, эфира не было, еще что-то. Но каким-то образом люди мои песни находили, пели, заказывали. А если публика хочет, так и будет.
— Скажите, а может ли сегодня кто-то написать столь масштабную песню, как «День Победы»?
— Правильнее всего говорить так: «Никогда не должно ничего быть повторено из прошлого». А уж если возвращаться, то не на двадцать лет назад, а на все сто!
— Вы ведь еще и с рок-музыкой много экспериментировали… А нынче совсем к року охладели?
— Рок для нас раньше был альтернативой существующему фону, тем социальным и духовным условиям, в которых мы жили…
Я часто думаю, почему мне сейчас неинтересно ничего из всей этой области. Не говоря о том, что нас сейчас окружает такой серый, уныло звучащий музыкальный фон. И нет такого ощущения, что ситуация изменится. Напрашивается вывод, что все формы себя полностью реализовали и дальше может быть только их тиражирование или повторы.
Мюзиклы на русской почве не приживаются
— Кто бы мог подумать, что автор эстрадных шлягеров вдруг обратится к жанру оперы! Не оперетты, не мюзикла, а исторической академической оперы (премьера «Царицы» состоялась в Петербурге в прошлом году. — Прим. авт.). Ведь последней настоящей постановкой большой исторической оперы в России была «Война и мир» Бориса Покровского в 1959 году в Большом театре…
— Я написал несколько мюзиклов, они поставлены во многих театрах страны. Но я понял, что мюзиклы на русской почве не приживаются. В Америке, Англии идут на ура, а у нас со скрипом. В России и Украине ведь так и не создано ни одного настоящего, полноценного, достойного мюзикла, который бы срезонировал, оставил след в сердцах миллионов зрителей…
Я думаю, все дело в системе нашего музыкального образования. Музыкальные вузы готовят музыкантов, театральные вузы — актеров, профессионально все изначально дифференцировано. А для мюзикла нужны синтетические актеры, иная подготовка…
В свое время я тоже попробовал свои силы в мюзиклах для драматических театров, но постепенно растерял к ним интерес. Зато почувствовал необходимость вернуться к истокам, вспомнить, что я получил достойное образование на композиторском отделении в Гнесинском институте и моей дипломной работой была оратория для хора, оркестра и солистов…
Песня — жанр горячий, сиюминутный. Написал — и надо сразу реализовывать. А опера не имеет временных ограничений. Если ты написал стоящую оперу, она и через десять, двадцать лет не утратит своих достоинств. Однако все, что писалось в XX веке, создавалось для узкого круга слушателей — музыкантов, критиков, тонких ценителей. Опера перестала резонировать в обществе. Мелодизм в опере стал исчезать. И я понял, что нужно вернуться к традициям, истокам, к мелодизму, приблизить оперу к слушателю.
Пишу и для трехлетних
— Взявшись за оперу, вы опять оказались в шкуре дебютанта…
— Конечно, я сомневался: удастся ли мне написать такую оперу. Ведь у меня не было большого опыта акустического, я всю жизнь проработал с аранжировками, певцами в студии, всегда это было связано с микшер-ским пультом. Но я согласен учиться до по-следнего дыхания, я считаю, что человек жив до тех пор, пока он еще хочет что-то знать.
— Написав первую оперу, о второй не думаете?
— Сначала я говорил друзьям: «Если будет успех, тогда у меня появится стимул, чтобы написать что-то еще». Но буквально за несколько дней до премьеры я понял такую вещь: что бы ни было, обязательно буду продолжать двигаться по этому пути, постараюсь написать что-то еще! Если, конечно, здоровье позволит.
— А ведь седовласые мэтры редко рождают новые хиты, обычно у них все в прошлом…
— Я знаю это, но я нашел альтернативы эстрадному прошлому. Если бы всю жизнь оперы писал, тогда бы к моим годам мне все надоело. А так мне интересно проникновение в новый для себя жанр… За год после премьерных спектаклей в Александринском театре постановка окрепла, была показана в Кремлевском дворце, в Уфе, Краснодаре, и 21 — 22 июля опера «Царица» в постановке Дмитрия Бертмана будет представлена на сцене Большого театра. В спектакле участвуют хор, оркестр и солисты Театра «Геликон-опера».
— Чем вы заняты сейчас?
— Вместе с моим другом и соавтором Юрием Энтиным мы взялись за совершенно необычный цикл песен. Рискну предположить, что до нас этим никто не занимался… Мы взялись за песенки для детей… 2 — 3-летнего возраста. Ошибается тот, кто полагает, что в таком возрасте малыши ничего не понимают, не запоминают. Их вкусы, в том числе и музыкальные, уже активно формируются. Но происходит это бессознательно, спонтанно. Мы же попробовали изменить ситуацию. Получилось ли — скоро узнаем, так как запись уже на выходе.
Беседовал Болеслав СОКОЛОВ
Фото автора
«Вечёрка» поздравляет Давида Тухманова с днем рождения и желает здоровья и новых творческих удач!
Метки: Интервью Искусство Музыка Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов