Дом Юргенса «кто-то» сделал аварийным
Особняк на улице Жуковского, 19, может пополнить перечень утрат архитектурной классики Петербурга. Как и в случае с домом Рогова на Загородном проспекте, застройщики исторического центра действуют по факту — ставят забор и объявляют, что здание докатилось до аварийного состояния.
Вначале, в понедельник минувшей недели, появилась неприятная новость для автомобилистов — улица Жуковского стала непроезжей, застыла в пробке, так как некие люди в спецовках принялись сооружать строительный забор прямо посреди дороги, напротив дома № 19. Ни логотипов на рабочей одежде, ни информационного щита, что давало бы представление о том, кто именно перерезал одну из артерий центральной части города...
Забором отрезали треть проезжей части.
Сайт ГАТИ (Государственной административно-технической инспекции), к информации которого власти города рекомендуют прибегать в подобных случаях, сообщил, что неприятность надолго — до 1 декабря. Организациям под названиями ООО «Тетра А» и ООО «Луксор» выдан ордер ГАТИ на сооружение временного ограждения опасной зоны.
— Чем же она столь опасна? — обратился корреспондент «Вечернего Петербурга» к человеку, на которого сооружавшие забор рабочие указали как на ответственное лицо.
— Разве не видите, дом аварийный, может обрушиться, — объяснил он и представился Максимом из ООО «Тетра А», что дислоцируется в Сестрорецке.
— А кто дал заключение о его аварийности?
— Ну, у меня же нет с собой всех документов...
В доказательство аварийности Максим продемонстрировал «маячки», укрепленные на трещинах вокруг дворового крыльца. Внутри здание, как и всякое расселенное, выглядело запущенным, но без признаков непоправимой катастрофы. Вполне крепкая кирпичная кладка образца еще 1865 года, никаких осыпаний и эрозий.
Максим взял телефон редакции и пообещал, что знающие люди перезвонят и сами объяснят насчет аварийности, из-за которой дом следует сносить. Не дождавшись звонка всю неделю, мы сами позвонили в Сестрорецк. Контактное лицо «Тетра А» по имени Юлия отреклась и от Максима («нет такого сотрудника»), и от забора:
— Это не мы ставим. Это недоразумение...
— Но на сайте ГАТИ указано, что вы, — пришлось подсказать Юлии. — Что же все-таки происходит на Жуковского, 19?
— Я не вправе разглашать, — спохватилась сотрудница «Тетра А». — Все еще находится на согласовании... Будет известно только в декабре, тогда и звоните...
ООО «Луксор» и ООО «Тетра А» — организации непубличные, информация о них скудна. О первой известно, что в 2009 году она приобрела на Жуковского, 19, земельный участок в 850 кв. м. О второй — что специализируется на работах по сносу строений и разборке конструкций.
— Еще весной мы обратились в КГИОП, чтобы узнать, что же все-таки планируется на Жуковского, 19, — рассказала «Вечернему Петербургу» координатор общественного движения «Живой город» Антонина Елисеева. — В июне получили ответ, что дом, построенный в 1865 году, историческим зданием является, но к объектам культурного наследия не относится.
Но раз здание — часть исторической застройки центра города, его трансформации не могут проходить мимо органов власти. Однако, как сообщили «Живому городу», «в КГИОП не поступали официальные обращения, а также предпроектная, проектная или иная документация по вопросам реконструкции и нового строительства на участке по адресу: ул. Жуковского, 19. Заключение КГИОП о возможности разборки данного здания не запрашивалось. КГИОП не располагает сведениями о собственниках участка по указанному адресу».
Правда, осведомленность о собственнике выказал комитет по градостроительству и архитектуре — он и указал «Живому городу» на ООО «Луксор» как на владельца земельного участка. По версии «Живого города», у владельца есть намерение построить на участке гостиницу без сохранения существующего фасада. План застройщику осуществить удастся, если он получит заключение об аварийности дома и разрешение Госстройнадзора на снос. Разрешения — точно нет.
— Очень хочется надеяться, что домику еще можно помочь, — сказала «Вечернему Петербургу» искусствовед Дарья Зайцева, сотрудница института «Спецпроектреставрация». — Ведь лицевой фасад этого дома участвует в формировании облика улицы Жуковского, являясь одним из первых каменных строений данного фрагмента улицы.
— История дома начинается с 1865 года, — говорит искусствовед. — Автором его проекта выступил владелец участка, действительный статский советник Еммануил Густавович Юргенс, архитектор. Проект утвердило министерство путей сообщения. Для своего времени это был доходный дом, передовой по своему устройству, свидетельствующий о заботе и прогрессивности хозяина. Этот дом представляет большой интерес для искусствоведов, архитекторов, краеведов, занимающихся изучением жизни Петербурга второй половины XIX века.
Здание не пострадало даже в годы войны и блокады, подчеркивает Дарья Зайцева:
— Сохранилась потрясающая по своим качествам кирпичная кладка стен! А местами не только внутренняя отделка стен, но и менее долговечные столярные изделия — оконные рамы с фурнитурой XIX — начала ХХ века. Еще недавно в здании оставались детали интерьера — лепнина, печи, перила. Но сейчас время для сохранения интерьеров уже упущено. Они снесены, даже без фотофиксации...
Еще недавно в здании оставались детали интерьера.
Прочная кирпичная кладка стен восхищает специалистов.
Тем не менее «домику еще можно помочь»:
— Ведь здание полностью сохранило первоначальную кубатуру — трехэтажный лицевой и четырехэтажный дворовые корпуса. Фасады здания соответствуют облику на момент постройки. Вполне можно было бы приспособить его под современные нужды, под гостиницу.
В общем, не самому дому Юргенса, а вокруг дома Юргенса следовало бы устроить хорошую разборку — почему столь лихо принимаются в Петербурге решения об уничтожении его архитектурной классики? Как и в случае с домом Рогова на Загородном проспекте, застройщики исторического центра действуют по факту — ставят забор и объявляют, что здание докатилось до аварийного состояния.
Фото автора