Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Дворцовая — не стадион

Попытки избавить самую красивую площадь Петербурга от нашествия разгоряченных праздником масс — не каприз директора Эрмитажа. Конфликт серьезнее, это противостояние культуры массовой, коммерческой и высокого искусства.

Многие петербуржцы никогда не забудут новогоднюю ночь 2001 года. Миллениум в Петербурге начался драматически: на Дворцовой площади, как обычно, были народные гулянья, и от шальной петарды вдруг загорелась богиня Ника, венчающая арку Главного штаба. Фотографии страшного пожара обошли тогда все издания.

С этих пор Государственный Эрмитаж, в ведение которого незадолго до пожара было передано Восточное крыло Главного штаба, включая арку с колесницей античной богини победы, начал борьбу за придание Дворцовой площади особого статуса и создание ее регламента.

Попытки избавить самую красивую площадь Петербурга от нашествия разгоряченных праздником масс — не каприз директора Эрмитажа. Конфликт серьезнее, это противостояние культуры массовой, коммерческой и высокого искусства.

Но куда же деваться народу, желающему веселиться? Нельзя ведь просто взять и запретить — хорошо бы предложить альтернативные варианты.

Попытки найти решение этой острой проблемы были предприняты в БалтИнфо, на круглом столе «Дворцовая площадь. Есть ли альтернатива у открытой концертной площадки?».


Встреча в Балтинфо была полезной для всех ее участников.


Открыл дискуссию директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, самое заинтересованное в решении проблемы лицо:

— Стоит ли объяснять, почему не надо устраивать массовые празднества на Дворцовой площади? Это ясно всем, у кого есть вкус. Для того она и должна стоять пустой, чтобы воспитывать вкус. Я всю жизнь ходил через Дворцовую площадь — сначала в школу, потом в Университет, на работу. И могу сказать, что это — воспитывающая архитектура.

Сегодня я хочу показать вам новую идею освещения Александровской колонны, пока еще не утвержденную. У нас было освещение, которое делал Александр Сокуров к 60-летию снятия блокады. Тогда колонна превращалась в свечу. Сейчас идея такая: ангел как бы парит над площадью, над городом. А когда ангел, то уже ясно, что многое из того, что делается на Дворцовой сейчас, делать нельзя. У нас на сайте есть опрос — что должно происходить на Дворцовой площади. Многие горожане считают, что здесь уместны военные парады, официальные мероприятия.

Дмитрий Куракин, председатель комитета по управлению городским имуществом:

— Существует множество имущественных, правовых аспектов, связанных с предоставлением участков для проведения массовых мероприятий. И есть аспекты иные, не входящие в имущественно-правовую сферу, в которых как специалист я не разбираюсь. Например, в вопросе о том, какие мероприятия нужно проводить на Дворцовой площади, какие нет, что допустимо, что недопустимо… Набрав в Интернете «массовые мероприятия в Лондоне», я нашел там ссылку на Трафальгарскую площадь. И там я увидел исчерпывающую, внятную информацию о том, кто, что и в каких ситуациях может устраивать на Трафальгарской площади. Первое, что бросается в глаза: собрания, митинги и тому подобное можно проводить без всяких спецразрешений, нужно лишь заполнить простую регистрационную форму. В сознании британцев Трафальгарская площадь всегда была символом свободы. Для проведения кино- и видеосъемок, перформансов, концертов требуется специальное разрешение. Нужно идентифицировать зрителя, поставить дату, затем с вами связываются и согласовывают время. Существует регламент — не более 40 подобных мероприятий в год. Установлена предельная громкость звука: 83 децибела на площади, 70 непосредственно у подножия Нельсона.

Я полагаю, что скорее всего площадка для мероприятий, которые тоже важны для города, не должна находиться в отдалении от центра. Выбор же территорий в центре очень ограничен. На мой взгляд, Дворцовая площадь является подходящим местом. Должны ли страдать памятники и бесценные сокровища Эрмитажа? Безусловно, нет. Это вопрос к установлению жесткого регламента, усиления систем защиты, возможно, замены оконных переплетов.

Юрий Митюрев, главный архитектор Санкт-Петербурга, ошарашил присутствующих предложением вернуть исторический облик площади за Биржей (в прошлом Коллежской), для чего необходимо снести клинику Отта, которую он назвал «градостроительной ошибкой»:


— Если воссоздать площадь в ее первоначальном виде, она может стать достойной альтернативой Дворцовой. Здесь много места. Здесь нет проблем с транспортом. И здесь нет проблем с сохранением культурных ценностей.

Валентин Назаров, архитектор, автор генплана Санкт-Петербурга 2005 года, предложил приспособить для массовых праздников и концертов... Марсово поле, напомнив, что когда-то оно носило название Потешного поля. Вечный огонь, который там горит, по его мнению, «уже потерял святость»:

— Мне кажется, что в Петербурге всегда существовало два центра. Один — это левый берег,  Дворцовая площадь, Марсово поле. Второй — Петроградская сторона, которая издавна была более демократичной. Это был именно городской центр, не имперский. Здесь обычно строились городские ратуши. Здесь были различные увеселения, карусели, качели. Это место удобное и предполагает различные варианты: Кронверк, Арсенал. Но почему-то эти территории до сих пор принадлежат военному ведомству, народ туда не пускают.

Иван Уралов, директор Института искусств Санкт-Петербургского государственного университета, начал свою речь с того, что высказался как простой петербуржец:

— Я, как житель дома № 31 на Мойке, категорически против концертов на Дворцовой площади! Только деньги все определяют в данном случае, а не желание людей. Кто изменит это правило, тому впору ставить памятник.

Будучи главным художником города, я разработал вместе с тогдашним главным архитектором Олегом Харченко специальный документ — перечень мест в Петербурге, где можно проводить массовые мероприятия и где нельзя. Еще в те годы мы начали с Михаилом Пиотровским разрабатывать регламент Дворцовой площади. Не обязательно создавать одну-единственную площадку на весь город. Целесообразнее, наверное, рассредоточить такие места массового отдыха по районам. Одна из моих студенток сейчас делает проект создания места массовых зрелищ на намывных территориях в устье Смоленки. Вторая — за Арсеналом. По-моему, неплохие места.

Михаил Иванов, главный редактор газеты «Невское время»:

— Я убежден, что на Дворцовую площадь нельзя пускать ни Мадонну, ни рок-группы. Почему для проведения концерта обязательна атмосфера роскошного барокко? А если я захочу отпраздновать на Дворцовой свой день рождения? Можно? А захочу послушать ребят, играющих в стиле хеви-метал? Можно мне это сделать? И если нельзя, то почему нельзя?

Для того чтобы не возникали все эти вопросы, нужно придать Дворцовой площади особый статус. Необходимо создать специальную комиссию, куда вошли бы авторитетные специалисты в области архитектуры и градостроительства. И нужно продолжить подыскивать площадки для концертов в Петербурге и далее и предлагать эти места на суд общественности и профессионалов. В этом деле все-таки должна быть поставлена точка.

Итог дискуссии подвел Михаил Пиотровский, посоветовавший четко понять, что Дворцовая площадь — это не стадион: «Половину всего того, что хотят впихнуть на Дворцовую, можно проводить на хорошем стадионе».


Кстати

Этим летом в городе заявила о себе практически готовая к использованию для массово-зрелищных мероприятий площадка — стадион «Телебашня», где недавно прошли концерты Пинк, группы «Гоголь Борделло» и «Алисы». Публика, побывавшая на концертах, смогла оценить все удобства новой концертной площадки, расположенной на Аптекарском острове, совсем недалеко от станции метро «Петроградская», оборудованной сетью буфетов и, что особенно радует в случае массовых сборищ, сетью туалетов.

 

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх