Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Эрарта»: Новое Царство

«Эрарта» — этим романтически звучащим именем назвался крупнейший негосударственный музей современного искусства в России. 17 июня он открылся в собственном пятиэтажном здании на 29-й линии Васильевского острова. Вход туда бесплатный — до 2 июля.

— Урарту? Что еще за Урарту? Куда ты идешь вообще? — спрашивали меня родные и близкие.

— Да не Урарту никакое. «Эрарта», — терпеливо объяснял я.

«Эрарта» — этим романтически звучащим именем назвался крупнейший негосударственный музей современного искусства в России. 17 июня он открылся в собственном пятиэтажном здании на 29-й линии Васильевского острова. Вход туда бесплатный — до 2 июля.

От райкома до Веласкеса

Древнее царство Урарту стало известно мировой общественности далеко не сразу, искали его с большим трудом. Тут, видимо, есть какая-то магия схожих имен — «Эрарту» тоже найти не так-то просто. Я не частый посетитель тех краев Васильевского. В маршрутке мне уверенно заявили, что никакой 29-й линии нету, а после 28-й идет сразу Детская. Поэтому я сделал миленький кружок в окрестностях ДК Кирова, прежде чем возвел глаза к небу — и сразу натолкнулся взглядом на нее. «Эрарту». Огромные буквы названия выложены на фасаде весьма внушительно выглядящего здания. По-советски основательное, оно, как я выяснил, было возведено в 1951 году для местного райкома.

Но вместо этого здесь разместили Всероссийский НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева — ну, тоже серьезное учреждение.

Зато теперь уже от самого входа веет легкостью, либерализмом и какой-то веселой свежестью, присущей современному искусству. На крыльце стоят две статуи: «Эра» и «Арт», понятное дело.

Абсолютно все внутри переделано под нужды музея: от величия несостоявшегося райкома в сущности остались только внушительные площади — около 8 тысяч квадратных метров для постоянной экспозиции музея и примерно 600 квадратных метров под галерею при музее. Плюс здесь же находится фондохранилище, оборудованное устройствами климат-контроля. Да еще мастерские, два кинозала... Я вдруг понял, что такого здорово не хватало. В самом деле, у нас же есть Русский музей, где все — от новгородской иконы до Малевича... А дальше — как-то вдруг все, стоп машина. Ну хорошо — советское искусство. А андер-граунд? Все то, что росло «из такого сора, не ведая стыда», — его и не существует как бы. Оттого, что негде было показать этих художников. Теперь — есть где. И в этом смысле «Эрарта» помогает городу сделать неслабый скачок к завершенности коллекции прекрасного. Судите сами: тут две тысячи работ, созданных более чем 140 российскими художниками (и не только художниками) с 1960-х годов до наших дней. Ну, навскидку: есть Библейский зал, в котором — Тайная вечеря (инсталляция), и Терновый венец, и довольно замечательная графика ставропольского художника Петра Горбаня.

Набродившись по залам, я встретил наконец людей, создавших все это. На другой выставке — «и... Менины», посвященной, ясное дело, современным рефлексиям на тему шедевра Веласкеса. Это в галерейной части.

Картина Михаила Карасика — копия оригинальных «Менин», только инфанте приставлена голова карлицы, а вместо зеркала — висит портрет философа Мишеля Фуко, что безумно смешно для тех, кто помнит его книжку «Слова и вещи».

Что за искусство покажут народу

Вот среди этих «Менин» мы и разговорились с директором галерей «Эрарты» Викторией ДУДЕНКО.

— Музейное крыло у нас открылось только теперь. А в галерейной части — «и...Менины», уже вторая выставка. Она будет идти до 16 июля.

По поводу галерей, в которых выставлено «искусство на продажу», — должна сказать, что это самое большое галерейное пространство в городе. Пока мы занимаем два с половиной этажа своего крыла, но в дальнейшем займем все пять.

Мы, как серьезная галерея, собираемся устраивать выставок по десять в год. До конца 2011 года — и сделаем, наверное.

— А как получается, что вход свободный уже с 18 июня, а торжественное открытие — в сентябре?

— Пока мы не хотим официально объявлять о своем открытии. Приглашать западных кураторов, музейных работников... Потому что, как у любого стартующего проекта, с самого начала не все будет идеально. И нам не хочется, чтоб эти уважаемые люди столкнулись с чем-нибудь этаким. А петербуржцы...

— ...Пока хотите «обкатать» на своих, да? — пошутил я.

— Нет, почему. Гости города тоже приглашаются: мы уже плотно работаем с турагентствами. Был уже представитель из Музея Гуггенхайма. Мы особенно не стесняемся, но большой праздник хотим отложить на осень.

— Насколько я понял, в музее выставлена в основном живопись?

— Программа музея изначально не предполагала наличие арт-объектов, разных инсталляций. Но потом мы переработали концепцию и все-таки приняли этот вид творчества. Сейчас у нас есть и скульптура...

— А что инсталляции? Это прекрасное искусство, пространствообразующее, — сказал незаметно подошедший к нам директор музея «Эрарта» Михаил ОВЧИННИКОВ. — Проблема в том, что если вы приедете куда-нибудь на Запад — увидите там настолько высококлассные инсталляции, выполненные с привлечением таких возможностей и сверхсовременных материалов, что это просто отдельный мир. Вот хоть у Дэмиена Хёрста — пять скелетов висят в стеклянном шкафу. Если увидите — поймете, что они стоят свои 30 миллионов долларов.

У нас, к сожалению, инсталляции плотно ассоциируются с «бедным искусством». Художник пошел на помойку, нашел ржавую трубу... «Инсталляция — это куча мусора». Вот когда художники начнут делать инсталляции высококлассно — и не будет предубеждения. У нас прошел конкурс «Арт-объект», и пришло около 150 заявок из самых разных мест. Из них мы отобрали примерно десять, и это — действительно здорово, остроумно, оригинально. Они расставлены у нас по всему зданию. Вот та же «Тайная вечеря»...

— Ну хорошо, а другие виды искусства? Видеоарт, например?

 Виктория Дуденко: — Будет два кинозала в музейной части. С осени там будут показывать видео. Мы вообще предполагаем стать событийным и досуговым центром. Сооружается подиум: будут и лекции, и мастер-классы. И работа с детьми. На третьем этаже — кафе, в цокольном этаже — ресторан... В общем, интересная музейная жизнь. Плюс, конечно, сама галерея, где искусство можно приобрести.

Вообще сейчас продажи в галереях — достаточно мощный сегмент рынка. В Москве галереи достаточно успешно торгуют. Покупатели — люди, которые, может быть, и не воспитывались в искусстве. Но они понимают, что им нужно как-то выразить свое «я», что-то повесить дома. И, насмотревшись искусства у нас в музее, послушав лекции, они сформируют собственное мнение. Они могут приобрести какие-то работы в галерее. А для тех, кто захочет копии музейных экспонатов, у нас есть уникальный немецкий сканер. Он позволяет делать изображения с 3D-эффектом — копии «музейного качества». Их могут себе заказывать покупатели — и при желании дорабатывать вручную. Иногда сами художники не могут отличить эти копии от своих оригиналов.

— Концентрация на русском искусстве — это принципиально? А какая будет работа с западными кураторами?

— У нас открывается своя галерея в Нью-Йорке. Вслед за ней откроется еще одна, в Цюрихе. Там мы тоже будем показывать русское искусство.

Может быть, со временем мы станем более космополитичными и будем представлять не только его. Но сейчас мы углубляемся, наоборот, в региональное русское искусство. Ищем художников в глубинке.

Как всегда было: если ты художник и хочешь, чтобы тебя видели и покупали, — поезжай в Питер или в Москву, снимай там мастерскую и там работай. Во многом ситуация остается такой, но мы делаем попытки ее изменить. У нас есть экспедиционная группа. Она едет в регионы и находит там эти дарования. Сейчас у нас большая часть коллекции — это региональные художники. Как Петр Горбань, который, по сути, — наше открытие.

Артемий Троицкий был у нас в гостях. Он оценил наше «окучивание регионов»: был очень удивлен увидеть своего любимого художника из маленького городка Тотьма.

— И напоследок: сколько будут стоить билеты?

— 300 рублей. Причем мы не делаем тут различия для иностранцев и российских граждан: не хотим никого дискриминировать. Предусматриваются скидки для студентов и пенсионеров.

↑ Наверх