Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Есть памятные доски, но нет уже того, чему они посвящены

В квартале, ограниченном Караванной и Малой Садовой улицами, самое известное здание — торговый дом братьев Елисеевых. Построенное Гавриилом Барановским в начале ХХ века в стиле модерн с элементами эклектики, оно вызывало немало критических замечаний со стороны представителей академической школы. Продолжаем прогулку по Невскому проспекту с Алексеем Ерофеевым.

Продолжаем прогулку по Невскому проспекту с Алексеем Ерофеевым.

(Продолжение. Начало в номере за 16 июня)


В квартале, ограниченном Караванной и Малой Садовой улицами, самое известное здание — торговый дом братьев Елисеевых. Построенное Гавриилом Барановским в начале ХХ века в стиле модерн с элементами эклектики, оно вызывало немало критических замечаний со стороны представителей академической школы.

Но к чему никогда не было практически никаких претензий, так это к ассортименту продукции Елисеевского магазина. В советское время Елисеевского официально не существовало — это был гастрономический магазин № 1 «Центральный», хотя так его никто не называл. Елисеевский оставался Елисеевским, но отличие от других, нецентральных номерных гастрономов оставалось. И заключалось оно опять же в широком ассортименте.

В середине 1990-х годов было решено отметить владельцев легендарного магазина памятной доской. Отметили. Мемориальная доска, посвященная основателям торгового дома «Братья Елисеевы» Григорию Петровичу и Степану Петровичу, появилась в августе 1995 года. Но, как ни удивительно, именно после этого с популярным магазином стали происходить непонятные вещи. Пошли слухи о его закрытии и передаче помещения под торговлю вовсе не продовольственными товарами. Даже не винами, которыми когда-то, в царское, естественно, время, славилась елисеевская торговля. Начался ремонт, в 2003 году демонтировали доску.

Потом губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, реагируя на недовольство горожан, заступилась за исторически значимый магазин и заверила, что перепрофилирования не будет.


Судьба знаменитого магазина пока неизвестна, а о парикмахерской, которая работала даже в блокаду, напоминает только мемориальная доска.



Что сегодня творится за окнами Елисеевского магазина — бог весть. Зато нет ни филиалов Елисеевского на Малой Садовой, где был прекрасный молочный отдел, ни стола заказов. Правда, последний в рыночных условиях был бы явным пережитком прошлого, но речь не конкретно о нем, а о том, что любимый поколениями ленинградцев — петербуржцев магазин сперва скукожился, а теперь, похоже, и вообще отдает концы. Во всяком случае рыбный отдел, который располагался в главном здании на Невском проспекте, занят арендаторами непродовольственного профиля.


Елисеевский всегда отличался великолепным интерьером и хорошим ассортиментом.



Остается благодарить бога, что Академический театр комедии имени Акимова работает по-прежнему в зале, который был спроектирован Барановским также для Елисеевых. Григорий Григорьевич, предприниматель из третьего поколения торговой династии, решил устроить из фирменного магазина не только торговый центр, но и театральное заведение. Любопытно, что первоначально второй этаж занял небольшой театр «Невский фарс».

Историю магазина в XXI веке, в связи с неопределенной судьбой магазина и мемориальной доски купцам Елисеевым, вполне можно назвать невским фарсом.

А вот другая мемориальная доска, которую мало кто видит, ибо находится она на стене лестничной площадки в доме № 54, расположенном на противоположной стороне Малой Садовой улицы, никуда не исчезала с тех пор, как ее установили к 300-летию Петербурга. 

Открытие проходило без помпы, поскольку инициаторами установки были частные владельцы парикмахерской, располагавшейся в доме многие десятилетия. Между тем надпись напоминала, что эта парикмахерская работала всю блокаду. Здание это вообще вошло в историю ленинградской блокады. Оно зафиксировано на фотографиях, сделанных после одной из самых страшных бомбежек 8 августа 1943 года, и на снимках, запечатлевших ленинградцев, слушающих сообщения Совинформбюро. Не случайно незадолго до трехсотлетия города на стене именно этого дома был установлен памятник блокадному громкоговорителю.

Так вот теперь этой парикмахерской нет. Вместо нее, кажется, салон по продаже телефонов. А ведь это заведение, наверно, можно было бы занести в список тех торговых объектов, которые в силу их исторической значимости нельзя перепрофилировать.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх