Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Гастарбайтеры стали героями мифов

Они строят наши дома. Они возят нас по городу. Они подметают наши тротуары. Они продают нам колбасу в магазинах. По вечерам наводняют наши дворы и улицы. Мигранты есть. И их очень много. Это факт.

(Продолжение. Начало в номерах за 30, 31 августа и 1 сентября)


Они строят наши дома. Они возят нас по городу. Они подметают наши тротуары. Они продают нам колбасу в магазинах. По вечерам наводняют наши дворы и улицы — облепляют скамейки в скверах, «дежурят» на перекрестках, гуртами передвигаются по пределам микрорайонов.

Мигранты есть. И их очень много. Это факт. Все остальное — мифологемы. Как в Греции. Олимпийцы — они добрые или злые? Греки не знали однозначного ответа. Трудовые мигранты — благо или вред? Даже официальные лица, причастные к открытию транзита из стран СНГ в наши столицы, и их категоричные оппоненты, чья позиция иногда  переходит границу, за которой уже начинается экстремизм, не решаются оперировать конкретными категориями, а лишь обвиняют друг друга в мифотворчестве.

И те и другие не говорят прямо: стол квадратный и плоский. И те и другие говорят: все, что говорим про стол не мы, — миф. Это явление известно в социальной философии, в онтологии (раздел философии, изучающий бытие) лжи. Ведь последняя появляется, когда у оппонентов нет доказательной базы, а есть желание утвердить свою правоту. И именно с таким явлением столкнулся корреспондент «ВП», когда обращался за комментариями в различные инстанции и общественные институты.

В этой таблице буквально приведена прямая речь представителей двух сторон по шести самым спорным позициям


 
Подобными развенчаниями мифов проникнуты все дискуссии по этой теме. Потому что нет фундамента. А именно: конкретных экономических подсчетов. Корреспондент «ВП» обратился в Министерство экономического развития и торговли с просьбой оценить объемы роста бюджета с учетом притока трудовой миграции. Но конкретных данных не получил. Потому что их нет. Есть мнения экспертов, есть их экономические обоснования необходимости трудовой миграции, но все они опираются на приблизительные цифры.

Как пояснил председатель Общественного совета при ФМС России Владимир ВОЛОХ, пока экономисты могут оперировать только квотами: «Они рассчитываются вполне четко. Специалисты представляют, на какие объемы производства в целом наша экономика может выйти, насколько должна быть повышена производительность труда, чтобы выйти на эти объемы. При этом рассчитывается, сколько граждан старше пенсионного возраста уйдут на пенсию, сколько не вступили в трудовой возраст. Получается количество экономически активного населения. Подсчитывается, сколько народу и в каких областях не хватает, чтобы на эти объемы выйти, и определяется квота».

Но в Петербурге квота в 210 тысяч мигрантов выбрана меньше чем наполовину. Неужели у нас работают около ста тысяч гастарбайтеров? На это Владимир Волох заметил, что сейчас все упирается в необходимость регулирования трудовой миграции  — от контроля за въездом до учета их внутреннего статуса: «Это задачи для властей всех уровней. Ошибочные или корыстные решения в этой сфере как раз и приводят к экономическим потерям и конфликтам на национальной почве».

В общем, экономика — наука точная. Чтобы рассчитать качество, ей нужно количество. В данном случае — мигрантов.


В Петербурге квота в 210 тысяч мигрантов выбрана меньше, чем наполовину.

 

В Петербурге осели полмиллиона приезжих?

Гражданство получить стало труднее, зато встать на миграционный учет можно за несколько сотен рублей


За разъяснениями по данному вопросу корреспондент «ВП» обратился к начальнику Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елене Дунаевой.

— Елена Владимировна, сколько в Петербурге мигрантов? Конечно, я имею в виду трудовых мигрантов из стран СНГ…

— Давайте посчитаем. Каждый иностранец, въезжающий в Россию, получает миграционную карту. За семь месяцев в пунктах пропуска через госграницу, расположенных на территории двух наших субъектов, их было выдано пограничниками более миллиона. Но это не значит, что весь миллион находится в регионе и поставлен на миграционный учет. Без постановки на миграционный учет на территории Северной столицы можно находиться не более трех дней. Соответственно, выпадают туристы, которые прибывают к нам на воздушных, круизных, паромных судах и пребывание которых не превышает 72 часов. В итоге за те же семь месяцев на миграционный учет встали около 750 тысяч человек. Опять же это не значит, что все они — трудовые мигранты. В этот показатель входят, например, те же туристы, но со сроком пребывания свыше 72 часов, студенты, те, кто приехал с частным визитом,  мигранты, которые едут через Петербург транзитом. Если отталкиваться опять-таки от статистики, то мы за указанный период выдали 88 000 разрешений на работу. Но и по этому числу нельзя судить, какое количество трудовых мигрантов находится одномоментно в субъекте, так как кто-то оформил разрешение на работу до 3 месяцев и уже покинул Россию, кто-то работает без надлежащего оформления.  Большинство трудовых мигрантов, конечно, — из Узбекистана и Таджикистана.

— Я понимаю, что нелегальная миграция и статистика — понятия взаимоисключающие. Но у специалистов миграционной службы есть хотя бы представление о количестве нелегалов?

— Во-первых, нужно понимать, какой смысл мы вкладываем в понятие «нелегал». Практически все иностранные граждане въезжают на территорию РФ через официальные пункты пропуска, имеют миграционную карту. То есть с точки зрения закона они легально находятся на территории РФ. В то же время есть иностранные граждане, нарушающие — в том или ином аспекте — режим пребывания: не вставшие на миграционный учет, не выехавшие в положенный срок, осуществляющие трудовую деятельность без разрешения на работу либо без патента. Сразу могу сказать, что их число не запредельно. Это не миллионы, как иногда пишут в средствах массовой информации. В основном нарушители — это граждане ближнего зарубежья. Следует отметить, что процедура постановки на миграционный учет за последние два года значительно упростилась. И граждане СНГ определились: на учет вставать надо.

Что такое миграционный учет? Принимающая сторона — это может быть компания-работодатель или частное лицо — должна отправить уведомление о том, что по юридическому адресу фирмы или в жилом помещении, принадлежащем российскому гражданину, находится такой-то иностранец. Другое дело, когда граждане Российской Федерации либо юридические лица злоупотребляют данным им правом и за определенную плату (до пятисот рублей. — Ред.) ставят на миграционный учет иностранцев, которые никогда не жили и не будут жить в адресе. Такие случаи выявляются, и мы наказываем недобросовестного гражданина и организацию рублем. Кроме того, на сегодня наработана совместно с прокуратурой и органами внутренних дел практика привлечения таких россиян к уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ.

Мы также во взаимодействии с ГУВД и прокуратурой на постоянной основе проводим совместные рейды. Ездим по расселенным домам, в которых находят себе кров мигранты. Иногда до 90 процентов из тех, кого мы обнаруживаем в этих домах, состоят на миграционном учете, только не живут по адресу принимающей стороны.  

За семь месяцев мы проверили 18 287 объектов, среди которых 857 строительных площадок, 608 предприятий бытового обслуживания, 12 615 объектов жилого сектора, 486 промышленных предприятий, 77 сельскохозяйственных предприятий, 1215 торговых объектов. Также мы получаем данные по результатам работы ГУВД. Участковые, сотрудники патрульно-постовой службы, сотрудники УВД на Метрополитене занимаются проверкой документов. В итоге за 7 месяцев выявлено 7250 иностранных граждан и лиц без гражданства,  находящихся на территории РФ с нарушениями режима пребывания. К сожалению, работой на этом направлении мы обеспечены надолго.

— Неужели в Петербурге хватает рабочих мест и на нас, и на них?

— По данным комитета по труду и занятости, вакансий в городе больше, чем соискателей. А потом, мигранты заполняют нишу непрестижных и невостребованных среди жителей города  сфер трудоустройства — стройки, рынки, маршрутки, ЖКХ... Кроме того, в этом году выросли объемы и внутренней миграции. Едут в Петербург не только из ближнего зарубежья, но и со всех регионов нашей страны. И вопрос пока не в том, что работы не хватает, а в том, чтобы работали иностранные граждане на законных основаниях. Чтобы наш работодатель не рассматривал их как дешевую рабочую силу, для которой можно особо не напрягаться в плане создания условий труда и социальных гарантий.

— Елена Владимировна, ваши специалисты не делали прогнозов по количеству приезжих, готовых ассимилироваться? Иными словами, что ждет город в будущем?

— Я знакомилась с результатами социологического опроса, который проводился среди мигрантов. Их спрашивали, хотят они остаться или уехать домой. Насколько я помню, процентов шесть из опрошенных граждан Таджикистана высказали желание остаться, так же ответили 5% граждан Узбекистана. Да вы сами посудите: задержаться в Петербурге на законных основаниях мигрант может, только получив разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство. Процедура получения гражданства сейчас усложнилась. На все процедуры, связанные с оформлением, нужны средства и время. Тех, у кого такая возможность есть, очень мало. А в основном приезжают на заработки. Ну а самое главное — там остаются семьи, родители, дети, сильно отличается жизненный уклад.

 

Мигранты заполняют нишу непрестижных и невостребованных среди жителей города сфер трудоустройства.


Между тем

Как сообщили корреспонденту «ВП» в ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, за 7 месяцев этого года иностранцами совершено 717 преступлений. Это на 10 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В отношении мигрантов совершено 286 преступлений, что на 20 процентов ниже аналогичных показателей прошлого года.

Как отметили в ГУВД, снижение объясняется тем, что система миграции стала более упорядоченной. Кроме того, милиция активно взаимодействует с миграционной службой, с представителями национальных диаспор.

Направленность деятельности этнических преступных групп, по данным МВД РФ:

  • таджикская — перевозка, хранение и распространение наркотиков;
  • азербайджанская — контроль за торговлей фальсифицированными акцизными товарами, распространение наркотиков и оружия;
  • дагестанская — торговля оружием, распространение наркотиков, вымогательство и разбойные нападения;
  • чеченская — транспортировка угнанных автомашин, вымогательство, торговля оружием, наркотиками;
  • грузинская — кражи, торговля наркотиками, фальсифицированными акцизными товарами, угоны автотранспорта;
  • армянская — контроль в сфере оборота акцизных товаров, торговля наркотиками, мошенничество;
  • татарская — преступления в сфере недвижимости, вымогательство, разбои, грабежи, торговля оружием.


Фото Натальи ЧАЙКИ


Окончание темы — в завтрашнем номере.

 

Ссылки на предыдущие главы

Вам муж не нужен?  1 часть

Вам муж не нужен?  2 часть

Улица гастарбайтеров

↑ Наверх