Конфуций справедливый, Будда-победитель и все-все-все...
До 16 мая в Центральном выставочном зале «Манеж» открыта выставка «Рериховский век», приуроченная к 75-летию подписания Пакта Рериха — первого международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников.
До 16 мая в Центральном выставочном зале «Манеж» открыта выставка «Рериховский век», приуроченная к 75-летию подписания Пакта Рериха — первого международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников.
Пакт Рериха — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одного американского штата. До этого культуру целенаправленно никто не пытался защищать.
Такой масштабной выставки, посвященной всей семье Рерихов, не было еще нигде и никогда. От трогательных экспонатов — например, темных очков супругов Рерихов, которыми они пользовались в центрально-азиатской экспедиции, или детских рисунков сыновей Рериха — до совсем не веселых сведений о судьбе репрессированного брата Николая Константиновича — Бориса. От икон Николая Рериха начала ХХ века, тогда соответствовавших православным канонам, — через пророческие картины о судьбе России — к попыткам художественного и философского осмысления всевозможных религий и культур. На первом этаже зрителей встречает стенд с репродукциями картин Н. К. Рериха, посвященных мировым религиям: «Моисей Водитель», «Чаша Христа», «Сергий-строитель» соседствуют с «Магометом на горе Хира», «Конфуцием справедливым», «Ойротом — вестником Белого бурхана» и в центре — «Матерь Мира». Интересно, что, помещенные рядом, картины обнаруживают схожесть композиций: фигуры главных героев смещены, находятся как бы на диагонали и поднимаются по ней вверх — нагляднее процесс познания мира не представишь.
Н. Рерих. Цветы Тимура (Огни победы).
Н. Рерих. Мадонна Защитница.
Есть на выставке и сенсации, одна из них — реконструкция так называемого Пермского иконостаса, выполненного по эскизам Николая Рериха для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в 1907 году. Сейчас часть иконостаса находится в церкви, а часть икон из него — в Пермском музее, так что возможность оценить целиком замысел Николая Рериха вряд ли еще раз представится.
У зрителей есть еще одна уникальная возможность — увидеть утраченную картину Николая Рериха «Мадонна Защитница» (1933). Местонахождение оригинала неизвестно, сохранились лишь репродукции, по ним и был сделан баннер-растяжка площадью около 46 квадратных метров.
На вопрос корреспондента «ВП», не выглядит ли сейчас наивной попытка Рериха синтезировать религии, директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко ответил: «Он не имел намерения создавать суперрелигию, он искал корень общечеловеческих культур. Рерих считал: все религии, все культуры в своей сердцевине идентичны друг другу. Да, это наивно. Но столь же наивно было думать, что можно будет продвинуть пакт. Эта наивность очень важна, благодаря ей хоть что-то и хоть частично становится реальностью. Пакт Рериха, да и все последующие декларации по защите культурных ценностей в мире не соблюдаются, но их наличие — хоть какой-то сдерживающий фактор. Эти документы хороши тем, что они существуют...»
Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото автора
Метки: ЦВЗ "Манеж" Выставки
Важно: Правила перепоста материалов