Кости великих князей зальют асфальтом?
21 декабря прошлого года на месте строительства автобусной стоянки у Петропавловской крепости были найдены человеческие останки. Предположительно это жертвы красного террора. Однако средств для продолжения полномасштабных исследований нет, а строительство — продолжается.
Как уже сообщал «Вечерний Петербург», 21 декабря прошлого года на месте строительства автобусной стоянки у Петропавловской крепости были найдены человеческие останки. Предположительно это жертвы красного террора. Тогда археологи вели раскопки параллельно со строительными работами. По итогам исследований оказалось, что найдены кости примерно 17 человек. Не исключено, что жертв может быть больше. Также высказываются предположения, что найдены останки четырех великих князей. Однако средств для продолжения полномасштабных исследований нет, а строительство — продолжается.
На декабрьских раскопках помимо костей было сделано много других находок: несколько медальонов — серебряный с изображением Богоматери, медный с Андреем Первозванным, крестик на цепочке. А также другие вещи: пуговица с надписью «Париж», гильзы от кольта, нагана, линейной винтовки.
Захоронение проводилось в два слоя, верхний был поврежден экскаватором строителей парковки. Судя по размерам захоронения, яма была выкопана зимой, ее глубина от современной поверхности — около 1,50 метра.
— Захоронение, по всей видимости, проводилось в два этапа, — говорит археолог Владимир Кильдюшевский. — Нижний ряд не имел вещей, вероятно, расстрелянные были раздеты до нижнего белья. В верхнем же, напротив, сохранилось много тканей от верхней одежды: кителей, гимнастерок. Также обнаружены остатки органических веществ, например волос.
По словам Владимира Кильдюшевского, главная проблема археологов в том, что в подобных случаях финансированием раскопок занимаются строители. Поэтому сначала свои работы начинают они, а после случайных находок приходят археологи. Получается, что и те и другие мешают друг другу работать.
По мнению председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Марголиса, сегодня никто не сомневается в том, что город-ской закон об археологических памятниках необходим как воздух.
— Нужно признать, что находка 21 декабря не была неожиданной, об этом свидетельствует справка Музея истории Петербурга, где рассказывается о том, как развивались события, — говорит Александр Марголис. — Первые останки были обнаружены еще в 80-е годы, затем — в 2007 году. То есть уже тогда этот факт попал в поле зрения власти, ведь музей — это госучреждение. И вместо того чтобы продолжить полномасштабные исследования, появляется проект автобусной стоянки, поддержанный КГИОП. Предвидеть, что ковш экскаватора наткнется на кости, можно было на сто процентов.
Еще в марте 2008 года писатель Даниил Гранин направил письмо губернатору Валентине Матвиенко, в котором предлагал заняться организацией мемориала жертв красного террора, среди которых были великие князья Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Павел Александрович. Условно принятая дата их расстрела — 31 января 1919 года, в этот день о казни официально известила газета «Петроградская правда». Но на обращение Даниила Гранина губернатор ответила, что его ввели в заблуждение — мол, по официальным данным, никаких останков у Петропавловской крепости нет.
— Никто не ищет могилы великих князей. А ведь известно, что Николай Михайлович — великий историк, руководитель Общества сохранения памятников истории, председатель Исторического общества. А Георгий Михайлович — первый руководитель Русского музея. Остается надеяться, что «случайное» открытие подвигнет власти остановить строительные работы — сейчас идет прокладка дороги к автомобильной стоянке, — говорит Александр Марголис.
По сути возникла вопиющая ситуация: рядом с «официальным» захоронением останков членов царской семьи, возможно, заливают асфальтом кости их ближайших родственников.
Еще одна проблема археологов — это нехватка средств на качественную судебно-медицинскую экспертизу и захоронение останков. Более ранние находки хранятся до сих пор в одном из петербургских моргов. После находки 21 декабря представители прокуратуры появились на раскопках всего один раз, а затем сообщили, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Кости пока никто не забрал. Но, по словам Владимира Кильдюшевского, даже в случае проведения судмедэкспертизы удастся установить пол и примерный возраст убитых, но никак не выяснить их имена.
Екатерина АНДРЕЕВА