Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Лишиться работы для врача — страшней, чем получить выговор

Все чаще причиной человеческих трагедий становятся врачебные ошибки. Чудовищная история, которая сегодня обсуждается буквально всеми, произошла в Москве. В клинике в центре столицы умерла молодая женщина.

Все чаще причиной человеческих трагедий становятся врачебные ошибки. Чудовищная история, которая сегодня обсуждается буквально всеми, произошла в Москве. В клинике в центре столицы умерла молодая женщина. Опытный врач, делавший ей аборт на позднем сроке беременности, не справился с ситуацией, что привело к летальному исходу. К тому же у клиники не было разрешения на такую медицинскую услугу, как аборт, операции делали подпольно. Чтобы скрыть происшедшее, умершую вывезли на территорию городского парка и закопали. Однако благодаря настойчивости родственников жертвы дело было быстро раскрыто. Заведено уголовное дело.

Другая знаковая история произошла несколькими днями раньше в Петербурге. Городской суд обязал роддом № 18 заплатить четыре миллиона рублей матери ребенка, который получил тяжелые увечья во время родов. Предродовое обследование будущей мамы выявило, что плод очень большой, поэтому естественные роды опасны. При таких показаниях обычно делается кесарево сечение, но врачи решили не делать операцию. В результате ребенок застрял в родовых путях, и врачам пришлось выполнить ряд манипуляций, чтобы его вынуть. Это привело к тяжелым последствиям. В детской больнице, куда доставили ребенка, поставили диагноз: интрантальная асфиксия, спинальная травма, внутриутробная гипоксия. Некоторое время спустя диагностировали еще и детский церебральный паралич.

А вот история, рассказанная в письме нашей читательницы: «Моей подруге при постановке на учет в женскую консультацию по поводу беременности сказали, что у нее небольшая эрозия. Наблюдалась она регулярно: сдавала анализы, делала УЗИ, разные исследования — все, что полагается при беременности. После родов, через 3 месяца, пошла прижигать эту эрозию. А ей сказали, что у нее рак третьей степени и ничем ей помочь не могут, кроме облучения. 12 января прошлого года она умерла, сынишке только исполнилось 2 года. Все могло быть по-другому, если бы сразу поставили правильный диагноз. С уважением Тася».

Когда же начнут наказывать за врачебные ошибки и как должны вести себя больной и его родственники, столкнувшись с этой проблемой? Об этом мы беседуем с вице-президентом Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга Игорем АКУЛИНЫМ.

 

Сегодня в клиниках устанавливаются медицинские приборы на уровне космических по сложности.


Понятия «врачебная ошибка» в законодательстве нет

— Игорь Михайлович, если врачи будут знать, что за ошибкой неизбежно последует наказание, может, тогда и ошибок будет меньше?

— Начнем с того, что в нашем законодательстве вообще не существует понятия «врачебная ошибка». Есть определение халатности, преступления. А понятия «врачебная ошибка» нет. В юридической литературе, когда обсуждается эта тема, встречается более 60 определений. Есть, например, такое: «причинение вреда пациенту врачом при отсутствии его вины». Скажем, врач блестяще сделал операцию, но наркоз, который давали ребенку, оказался индивидуально непереносимым, и ребенок умирает. Был такой случай в одной из больниц города. Врач несет ответственность за операцию в целом. Получается, что есть вред, есть ошибка, но вины конкретного врача нет. Врачебная ошибка не идентична преступлению, потому что она совершается без умысла.

Риск существовал в медицине всегда. Но сейчас этот риск возрос. Сегодня в клиниках устанавливаются медицинские приборы на уровне космических по сложности, разбираться в них все труднее. Порой врачи не знают, как, с какой стороны к такому оборудованию подойти, не знают, как тот или иной прибор работает. Современный врач обязан постоянно учиться и совершенствоваться, а у наших медицинских работников часто нет для этого условий. Наша система переподготовки специалистов недостаточно гибкая и мобильная. Бывают и обратные ситуации, когда врач полностью полагается на аппарат — что он покажет — и перестает думать самостоятельно. Это очень опасно.

Если не помогла страховая компания, идите в прокуратуру

— Допустим, человек попал в больницу. Врач сделал что-то не то. Пациент считает, что ему нанесен вред. Куда ему обращаться?


— Мы, как известно, перешли к страховой медицине, сегодня все граждане РФ застрахованы. В системе ОМС есть определенные структуры, которые отвечают за контроль качества медицинской помощи. В каждой страховой компании существует отдел контроля качества. В медицинском страховом полисе обязательно указан телефон, по которому следует обращаться. Страховая компания обязана представлять наши интересы и защищать наши права. К сожалению, так бывает не всегда. Страховые компании много и хорошо говорят, но не всегда эффективно действуют.

Второй путь: если пациент или его родственники считают, что им причинен вред, они должны в общем порядке обращаться в правоохранительные органы, в прокуратуру с жалобой. Прокуратура назначает независимую экспертизу. При этом дело может дойти до суда, а может и не дойти. Из практики знаю, что до суда доходит не так часто. Чего обычно добивается пациент? Он требует исправить ошибку за счет учреждения или получить денежную компенсацию. Часто медучреждение предлагает пациенту уладить дело без суда. Его руководитель признает: да, есть проблема, и мы можем ее урегулировать. Скажем, сделать повторную операцию. Если речь идет о денежной компенсации, то в этом случае может помочь страховая компания. Но чаще денежного возмещения ущерба надо добиваться через суд. Например, пациент может предъявить лекарства, которые он вынужден принимать, чтобы избавиться от последствий врачебной ошибки, и суд обязывает медучреждение возместить ему потраченную сумму. Именно так произошло и в истории с ребенком, который по вине врачей получил увечья во время родов. Ошибка врачей здесь очевидна, поэтому суд и обязал роддом выплатить пострадавшей семье такую большую сумму. 

— Экспертная комиссия состоит из врачей и подчиняется Минздраву. Разве она может быть объективной?

— Существует несколько видов экспертиз. Есть, например, судебно-медицинская экспертиза, есть экспертиза в рамках страховой компании. Эксперты могут быть назначены по просьбе пациента. Он может сказать: экспертизу должен проводить такой-то врач, которому он доверяет. Страховая компания имеет право выехать на место, посмотреть карточку пациента — что ему назначали — и в случае выявления дефектов лечения снять всю сумму, которая была выставлена лечебным учреждением.

Квалификацию врачей оценивают чиновники


— Вроде бы на страже интересов пациента стоят разные организации, но, заболев, мы все равно чувствуем себя незащищенными. Вот недавний пример. Маму моей коллеги положили в больницу. Три дня ее лечили, а потом вдруг ее состояние ухудшилось. Врачи решили, что нужна операция, однако для ее проведения необходимо специальное современное оборудование, которого в данной больнице не было. Лечащий врач сообщил моей коллеге, что необходимое оборудование есть в Мариинской больнице, туда и надо переводить ее маму. Была пятница, вторая половина дня, врач не смог дозвониться руководителям Мариинской больницы и заявил, что все откладывается до понедельника… Но в течение трех суток больной могло стать еще хуже. Как в данном случае расценивать действия врача?  

— Такое, к сожалению, нередко случается в наших больницах. Сейчас разрабатываются стандарты лечения, на многие болезни они уже существуют. Есть протоколы, в которых расписано, как должен действовать врач. Если в этом учреждении нет нужной аппаратуры, лечащий врач по закону обязан принять все меры для того, чтобы обеспечить надлежащую медицинскую квалифицированную помощь больному. Но, к сожалению, у нас есть протоколы, стандарты лечения, но нет главного: доведения до положительного результата. Это тоже считается врачебной ошибкой. Она в данном случае называется организационным дефектом. Врач вроде бы не виноват, но здоровью пациента может быть нанесен вред.

Если говорить о стандартах, то в них также укладываются не все случаи. Недавно случился за рубежом первый прецедент, когда суд наказал врача за то, что он нанес ущерб здоровью больного, соблюдая стандарт лечения, тогда как ситуация требовала, чтобы он пошел нестандартным путем. Так что главный критерий работы врача — положительный результат лечения.

Почему же, несмотря ни на что, больной сегодня себя чувствует незащищенным? Есть объективная причина — уровень профессионализма некоторых медработников не отвечает современным требованиям. Нужно жестче подходить к отбору врачей, к их профессиональной оценке. В развитых странах оценку профессиональных качеств врачей дает профессиональное сообщество в лице ассоциаций медицинских работников. Они проводят сертификацию. У нас эту функцию выполняет комитет по здравоохранению, то есть чиновники, администрация. Совершил врач ошибку — его чаще всего ждет административное взыскание: выговор, лишение премии. За рубежом ошибка может стоить врачу членства в профессиональной ассоциации, что для врача является катастрофой. Если его исключают из ассоциации, то он вряд ли уже найдет работу в стране по своей специальности. В развитых странах есть также пациентские организации, куда может обратиться любой человек и получить защиту. У нас тоже создаются такие организации, но пока они разрозненные и их голос почти не слышен.


Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх