Газета выходит с октября 1917 года Thursday 9 мая 2024

Малороссийские песни о главном

С 15 по 19 февраля в Петербурге будет гастролировать легендарный киевский Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. То есть главный театр Украины. Спектакли пройдут на двух площадках — в БДТ им. Г. А. Товстоногова и в ДК «Выборгский».

С 15 по 19 февраля в Петербурге будет гастролировать легендарный киевский Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. То есть главный театр Украины. Спектакли пройдут на двух площадках — в БДТ им. Г. А. Товстоногова и в ДК «Выборгский».

С этим уникальным стационаром россиян, и в частности петербуржцев, связывают два имени. Имя его художественного руководителя Богдана Ступки, который не переставал быть для России своим — и до, и после фильмов Дмитрия Месхиева и Владимира Бортко. А еще — имя выдающегося артиста Валерия Ивченко, который до встречи с Товстоноговым служил именно в Театре Франка (так, с украинским акцентом, называют его в театральном сообществе).

К театру своему пан Ступка относится с нежностью и вдумчивым вниманием: сам выбирает пьесы и режиссеров, сам воспитывает новое актерское поколение. Играет он не так много, как хотелось бы его поклонникам, но все же своего знаменитого Тевье-молочника не оставляет уже 20 лет. Спектакль «Тевье-Тевель» (16 февраля, БДТ) поставлен по той же пьесе Григория Горина, что и «Поминальная молитва» Марка Захарова, ну а по разнице названий можно судить о смысловых акцентах. Для киевлян важнее не ритуал, а личность в истории. И маленький еврей в исполнении большого украинского артиста становится совершенно родным существом для каждого вне зависимости от национальной принадлежности. Видевшие подтвердят: синхронный перевод не нужен. История о любви, нетерпимости и терпении понятна и узнаваема.

Еще один спектакль, в котором занят даже не один Ступка, а два — Богдан и сын его Остап, — «Легенда про Фауста» (18 февраля, ДК «Выборгский»). Богдан Сильвестрович, что занятно, сыграет Мефистофеля. Еще одна любопытная деталь — в основу инсценировки легла не только известная пьеса современника Шекспира Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста», но и более поздняя пьеса для кукольного театра в жанре комедии. Несомненно, Богдану Ступке есть что сказать публике о гармонии человека с собой, об искушениях и о потерянном рае.

«Кайдашева семья» Ивана Нечуй-Левицкого (15 февраля, БДТ) — классика из школьной программы. Тем не менее в Театре Франко к спектаклю относятся так же, как в нашем МДТ — к «Братьям и сестрам». Да и тема — схожая, деревенская. Украинская история, правда, — не столько социально-историческая, сколько патриархально-семейная. Но истины страстей в ней не меньше. И национального колорита. И проблем нравственного выбора. Кайдаш и его жена Маруся, два их сына, Карп и Лаврин, их жены к концу вечера становятся такими же близкими, как герои спектакля «Война и мир», что идет в Мастерской Петра Фоменко. Хотя поверить в это, не видя «Кайдашевой семьи», почти невозможно.

Ну а «Швейк» (17 февраля, БДТ) идет в киевском театре в интерпретации далеко не бездарного театрального провокатора Андрея Жолдака-Тобилевича (ему принадлежит инсценировка). Так что в начале спектакля на сцене — лишь памятник всемирно известному персонажу Ярослава Гашека, который в процессе действия оживает и вспоминает дни былой славы и, разумеется, своего верного товарища, поручика Лукаша. Дуэт Богдана Бенюка и Анатолия Хостикоева для Украины — звездный и любимый. На него и стоит смотреть.

Было бы странно, если бы из Киева нам не привезли Гоголя. Везут. Спектакль «Женитьба» по его пьесе закроет гастроли (19 февраля, БДТ). Тут уж точно стоит снять наушники и послушать, как звучит сочный текст не менее дорогого нам, чем малороссам, классика на родном ему языке.

↑ Наверх