Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Масленица ни блинов, ни поцелуев не считает

До конца февраля в стенах Дачи Зингера, где ныне расположен филиал Музея политической истории России, воцарилась Масленица.

Санкт-Петербургский этнологический клуб «Параскева» показывает здесь выставку «Петербургская Масленица: краски народного праздника». Этноклуб существует уже 20 лет и занимается изучением и воплощением на практике опыта традиционных культур.

Сначала это была студия ручного ткачества. Энтузиасты изучали западноевропейскую текстильную школу, создавали декоративные вещи с использованием шпалерной техники. Постепенно возник интерес и к славянской текстильной традиции, началось сотрудничество с Российским этнографическим музеем. Деятельность клуба расширилась: работают обучающие и просветительные программы, этношколы, проводятся выставки. Интересно, что название клуба определило и ритм его жизни. Члены клуба встречаются по пятницам, а 10 ноября — день памяти св. Параскевы Пятницы — стало главным клубным праздником.

 

 

— На этой выставке мы представляем в основном ткачество на станке, — рассказывает мастерица клуба Лидия Померанцева (на фото). — Существует такая интересная техника, которую в народе, в Архангельской области, в Каргополе, называют ляпочиха. От слова «ляпок» — лоскуток. Причем в словарях вы этого слова не найдете, оно бытует только в устной речи. Интересно, что есть схожее по звучанию немецкое «der Lappen» — тряпка. Но это уж филологам разбираться. А магия лоскутка, особенно красного, хорошо известна. Лоскутки считали оберегами, привязывали к одежде. Молодым на свадьбу дарили одеяло с лоскутками. Сама техника «ляпочихи» состоит в следующем: в процессе ткачества лоскуток вплетается в ткань. Получается лохматая поверхность, причем в зависимости от замысла мастерицы лоскутки могут быть маленькими или большими. Существует и еще один вариант работы с лоскутками — их просто нашивают на ткань, но первая техника кажется нам более перспективной.

Вязаные блины — видит око, да зуб неймет!

Ткань, из которой сшита одежда, соткана вручную.

Это декоративное панно представляет жениха и невесту.

На тихой Болотной улице стоит Дача Зингера.

Но не только разноцветная выставка из «Параскевы» ждет маленьких посетителей и их родителей на Даче Зингера. Веселая масленичная неделя — это ряд устоявшихся традиций, среди которых и поедание блинов, и разнообразные потехи — такие, как взятие снежного городка, катание с ледяной горки, и даже кулачные бои. 14 февраля на Болотной улице решено на один день воскресить старые обряды и обычаи. Взятие снежного городка и кулачный бой покажут реконструкторы из клуба «Ладога».

Фото автора

Особняк, где открыта выставка, в народе называют дачей Зингера. На самом деле один из владельцев этой дачи — Генрих Бертлинг — был всего лишь руководителем отделения фирмы «Зингер» в России. Но с народной топонимикой не поспоришь. Даче Зингера пришлось побывать Лесновско-Удельнинской районной думой и даже поучаствовать в революционном движении: 16 октября 1917 года здесь состоялось расширенное заседание ЦК партии большевиков, на котором была подтверждена резолюция ЦК о вооруженном восстании. Видимо, поэтому старинное деревянное здание сохранилось до наших дней. С 1920 годов здесь размещался детдом, причем дети пережили в этом здании блокаду. Сохранились воспоминания и детские рисунки той поры. С 1960-х начинается музейная история дома — сначала как народного музея революционной истории Выборгской стороны, затем — филиала Музея революции, и наконец, с 1998 года здесь работает Детский музейный центр исторического воспитания — филиал Музея политической истории России.

↑ Наверх