Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

На рабочие специальности — недобор!

Конкурсы в вузы значительно выше, чем в средние специальные учебные заведения (ССУЗ). И это несмотря на то, что из выпускников высшей системы образования трудоустраивается около 80%, а из выпускников ссузов — 97%, то есть работу находят практически все. Среднее специальное образование в целом переживает не самый легкий период.

В редакцию «Вечернего Петербурга» обратился директорат Санкт-Петербургского государственного техникума отраслевых технологий, финансов и права. В Год учителя этому учебному заведению не до праздников. Мало того что государство выделяет средства из расчета 4500 рублей в месяц на работника (да, это реальная зарплата преподавателя!), так еще и сторонняя строительная коммерческая организация заняла часть помещений учебного заведения. В ходе изучения вопроса корреспондент нашей газеты выяснила, что и среднее специальное образование в целом переживает не самый легкий период.

Престиж важнее зарплаты?

Конкурсы в вузы значительно выше, чем в средние специальные учебные заведения (ССУЗ). И это несмотря на то, что из выпускников высшей системы образования трудоустраивается около 80%, а из выпускников ссузов — 97%, то есть работу находят практически все.

Больше того, существуют рабочие специальности, такие, например, как обработка металлов давлением, на которых только начальная заработная плата составляет 40 тысяч рублей в месяц, а с годами значительно растет. И все равно работников не хватает.

Недаром президент РФ Дмитрий Медведев отводит ссузам важную роль в системе образования.

Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва, — сказал президент в одном из своих выступлений. — От этого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед.

Интегрируют, вместо того чтобы расширять

Тем не менее пока в Петербурге только около 25% работающего населения имеют среднее специальное образование (в целом по России 26%). Из них кадров высокой квалификации — не более 7%. Для сравнения: в Германии таковых около 40%.

Эта статистика говорит сразу о двух неутешительных фактах. Во-первых, рабочие специальности в России крайне непопулярны и непрестижны. Во-вторых, системе колледжей, техникумов и училищ в нашей стране еще предстоит длительное развитие.

Вместо этого в городе вовсю идет так называемый процесс интеграции, при котором несколько заведений объединяют в одно. Часть преподавателей при этом, конечно, теряют работу. Место расположения учебного заведения также, как правило, меняется. И вот уже студенты вынуждены ездить совсем не в тот колледж или техникум, в который они поступали.

Экономика не пощадила пожилых учителей

— Давайте все-таки будем рассуждать с экономической точки зрения, а не умозрительно, — поделился своим видением ситуации с корреспондентом «Вечернего Петербурга» председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений (ССУЗ) Санкт-Петербурга и Ленобласти Виктор Смирнов. — Сегодня из школ выпускается в два раза меньше молодежи, чем, к примеру, в 2002 — 2003 годах, так что потребность в местах уменьшилась. К тому же большинство абитуриентов хотят быть банкирами или психологами, такие уж профессии пропагандируют российские СМИ. Вот причина интеграции.

А чтобы обучить банкира, нужны, грубо говоря, кабинет, доска и мел. Среднее же специальное образование состоит на 50% из практической работы.

— Представьте, что в восьми техникумах обучают сварщиков, — объясняет Виктор Смирнов. — Конечно, выгоднее объединить их в один и, таким образом, тратить средства на содержание одной, а не восьми мастерских. А увольняют в основном сотрудников пенсионного возраста. Молодежи нужны места.

 

По словам родителей, студенты с удовольствием посещают занятия в техникуме. И за их будущее мамы и папы спокойны.

 


В Год учителя — без учителя

Впрочем, чтобы молодежь шла на эти места, директорам ссузов приходится, как говорится, вертеться. Заведения, подведомственные петербургской администрации (комитетам по образованию, культуре, здравоохранению и другим), еще получают неплохие дотации. Но вот колледжам и техникумам, которые попали в ведение «федералов», например Федерального агентства по образованию, повезло намного меньше. Если директора не находят дополнительные источники доходов, то все, что они могут предложить своим сотрудникам, — это зарплата не более чем 6 тысяч рублей.

— «В Год учителя — без учителя» — такой девиз подошел бы всему происходящему как минимум конкретно с нашим техникумом, — говорит директор Санкт-Петербургского государственного техникума отраслевых технологий, финансов и права Владимир Зубарев.

В системе среднего специального образования он работает с 1989 года и в следующем году собирается на пенсию. Рассказывает, что на техникум выделяются средства из расчета 6500 рублей на сотрудника с пометкой «30% направить на общее стимулирование работы». А значит, зарплата преподавателя составляет порядка 4500 рублей. Конечно, приходится открывать платные места или сдавать арендаторам подвальные помещения. А зимой вот чиновники еще и штраф выписали — за непочиненную, слегка погнутую падавшей наледью трубу — в размере 80 тысяч рублей.

— Да как же ее чинить можно было в такой мороз! В ней лед замерз, никто не может починить трубу при таких погодных условиях, да и за что 80 тысяч? — недоумевает Владимир Зубарев.

Над техникумом нависла «интеграция»

Еще одна проблема — нехватка помещений, около 350 квадратных метров ссуза на данный момент переданы строительной организации. На еще почти 1000 квадратных метров, где сейчас располагаются мастерские для студенческой практики, эта организация написала заявку в Росимущество.

— Наш техникум — последний в Московском районе, — разводит руками Владимир Зубарев. — Остальных уже «интегрировали» на окраины, а помещения в столь престижном месте отдали разным организациям...

Нужен всем!

По мнению председателя Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Ленобласти Виктора Смирнова, лучший выход из этой и подобных ситуаций — перевести учебное заведение в ведомство одного из комитетов городской администрации. За сохранение техникума и улучшение условий его работы уже выступила ассоциация монтажных организаций «Монтажспецстрой». Именно из этого техникума им всегда поставлялись основные специалисты-монтажники.

— строители лишились многих ПТУ для подготовки кадров, — написали они в своем обращении в администрацию Петербурга. — Нельзя допустить той же участи для учреждений среднего профессионального образования. Сегодня изымут чуть-чуть, затем больше, и учебного учреждения не будет. Наоборот, надо помочь техникуму работать на полную мощность.

Подключились и студенты. Их родители написали коллективное обращение в Министерство образования.

— Дети не прогуливают занятия, а, наоборот, на них спешат, вот какая создана атмосфера, — рассказала корреспонденту «Вечернего Петербурга» мама второкурсника Татьяна Антонова. — На стенах картины висят, на каждом этаже автоматы с водой. Такое уважительное отношение к учащимся, что мой сын на двойки и тройки даже не обижается. И места ведь укомплектованы студентами. Я просто не понимаю, почему такому учебному заведению не оказывается господдержка, тем более раз уж объявлен Год учителя.

Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ



О проблемах среднего специального образования шла речь и на заседании Балтийского губернаторского клуба в пресс-центре Балтийской медиа-группы. Подробнее об этом читайте в ближайших номерах нашей газеты.

↑ Наверх