НАШИ ПРАВА: Бензин по регламенту
Недавно правительство РФ наконец-то утвердило перечень национальных стандартов для исследования и отбора образцов различных видов бензина и дизтоплива. По уровню чистоты выхлопа Россия отстает от Европы лет на десять. Новый регламент должен это исправить, но не все автомобили смогут это выдержать.
Недавно правительство РФ наконец-то утвердило перечень национальных стандартов для исследования и отбора образцов различных видов бензина и дизтоплива. Благодаря этому впервые в полную силу сможет заработать технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Очередной выпуск приложения «наши права» посвящен именно этому документу.
Лоббисты сопротивлялись долго
Новый технический регламент был принят еще весной 2008-го, но нефтяное лобби категорически не хотело его выполнять. От правительства требовали 30 миллиардов долларов и шесть лет подготовки — мол, только тогда НПЗ страны удастся подготовить к переходу на евростандарты производства бензина и других видов топлива.
Деньги монополистам никто не дал, но оттянуть сроки им удалось. Вначале — до 1 января 2009-го. Затем на неопределенный срок — благодаря тому, что заблаговременно не были подготовлены стандарты для контроля за исполнением техрегламента. Под предлогом их отсутствия монополисты добились в арбитраже отсрочки применения ряда норм регламента.
Что ж, теперь и это препятствие снято. Правда, в сам регламент монополисты еще год назад потребовали ввести некоторые изменения. Благодаря им они смогут реализовывать тот бензин, который произвели до 2009 года, еще 5 лет.
Теперь не оправдаться
Потребители, недовольные качеством бензина на автозаправках, смогут добиться ответственности продавцов благодаря документу с очень длинным названием. Приводим его полностью в интересах автовладельцев, которым придется на него ссылаться. Это распоряжение правительства РФ № 1191-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и осуществления оценки соответствия».
Этим документом обязаны руководствоваться все проверяющие органы при контроле за АЗС — в том числе по жалобам водителей.
Госконтроль за соблюдением требований к автомобильному топливу осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сейчас Ростехрегулирование, ранее — Госстандарт). Координаты: 190103, г. Санкт-Петербург, Курляндская ул., 1, www.sz-mtu.ru. Тел. 251-18-76, 380-73-68.
Обязаны подтверждать соответствие
Любой вид бензина и дизтоплива может быть продан потребителям только при обязательном подтверждении его соответствия техническому регламенту. При этом особое внимание обращается на соответствие регламенту октанового (для бензина) и цетанового (для дизтоплива) чисел. Первое — показатель детонационной стойкости, второе — показатель воспламеняемости. Кроме того, регламент четко регулирует количество и состав присадок к топливу.
Ответственность за соблюдение регламента возлагается на производителей и продавцов топлива. Они обязаны иметь сертификаты и декларации о соответствии каждой партии топлива установленным в регламенте требованиям.
Требования к качеству
Автомобильный бензин должен соответствовать международным требованиям. Они изложены в приложении к регламенту.
Так, бензин всех допущенных к реализации марок не должен содержать железа, марганца, метанола и даже свинца, без которого ранее этот продукт вообще представить было нельзя. Но особые ограничения касаются наличия в бензине серы.
Массовая доля серы в бензине 92-й и 95-й марок (2-го и 3-го класса) — не более 500 и 150 мг/кг. Однако в скором времени в продаже этих классов не останется совсем. В стране будут продавать 95-й бензин только четвертого и пятого классов, с содержанием серы не более 50 и 10 мг/кг.
Дизтопливо у нас тоже должно остаться только высших классов — четвертого и пятого, с содержанием серы не больше, чем в бензине. Между тем если на заправках города и страны бензин хорошего качества еще можно встретить нередко, то с дизтопливом — большие проблемы. Недаром автодилеры советуют крепко подумать, прежде чем покупать иномарки с дизельным двигателем: на нашем дизтопливе впору на ремонте разориться.
Просите паспорт
Изготовитель (продавец) обязан указывать в паспорте к автомобильному бензину и дизтопливу и даже в рекламе не только марку бензина и дизтоплива, но и и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен. Обязательны во всех этих документах также сведения о наличии, содержании и свойствах любых присадок и красителей или об их отсутствии.
Теоретически эти сведения должны стать такими же необходимыми к выдаче покупателю, как и кассовый чек. Именно эти сведения могут стать основанием для предъявления претензий к качеству бензина в случае неполадок с вашей машиной. Однако пока ни на одной АЗС в добровольном порядке эти сведения не выдаются.
76-й уйдет через три года
В качестве уступки монополистам правительство разрешило еще три года — до начала 2012-го — реализовывать на АЗС страны бензин с октановым числом от 76 до 92 (2 — 3 классов) и дизтопливо с цетановым числом 45. Но лишь при условии, что остальные характеристики топлива будут соответствовать требованиям регламента. При этом низкокачественное дизтопливо разрешено применять лишь для сельхозтехники и внедорожников.
Однако с этим явно возникнут большие проблемы. Да и нашему автопрому от исчезновения низкооктанового бензина придется несладко. Специалисты считают, что при заправке отечественных «Жигулей» (до седьмой модели) бензином марки А-95 клапаны будут прогорать каждые полторы-две тысячи километров пробега.
Нет — металлам
Производителям запрещено добавлять в автомобильный бензин и дизтопливо металлосодержащие присадки. Видимо, это связано с их особой токсичностью при выбросах продуктов сгорания бензина в атмосферу. А ведь главная цель регламента — экология, в особенности в больших городах, на качество воздуха в которых автомобильные выхлопы оказывают решающее влияние.
Из других добавок в бензине разрешены красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
Не запрещены также моющие присадки, не ухудшающие показатели и свойства топлива.
Автомобильное топливо может содержать только присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Требования к паспорту
Покупатель должен знать, что он приобретает. Эту аксиому авторы техрегламента заложили в требования к информированию покупателей. В документе есть раздел, содержащий требования к информации, обязательной для паспорта топлива. Паспорт должна иметь каждая партия каждой марки продукции, находящейся в обороте. Паспорт содержит:
- наименование и марку продукции;
- сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес;
- нормативные значения характеристик, установленные регламентом для данного вида топлива;
- фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний;
- дату отбора проб;
- номер резервуара (партии), из которого данная проба отобрана;
- даты изготовления и проведения анализа;
- сведения о наличии и содержании или отсутствии присадок.
Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.
При реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции и другие документы.
Изготовители и продавцы автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны размещать сведения о продаваемом товаре в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей. Из обязательных сведений приведем лишь некоторые, наиболее важные. Они должны быть доступны для обозрения любому покупателю:
- информация о документах, содержащих нормы, которым соответствует топливо;
- наименование изготовителя, его местонахождение, страна происхождения, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;
- номер партии;
- знаки опасности — в соответствии с требованиями законодательства РФ в области пожарной, экологической, биологической безопасности;
- сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Контроль и граждане
Ответственность за соблюдение регламента возлагается на производителей и продавцов топлива. Они обязаны иметь сертификаты и декларации о соответствии каждой партии топлива установленным в регламенте требованиям. Срок действия сертификата и декларации соответствия составляет 3 года.
Владельцы топлива при этом сами обеспечивают анализ проб в независимой аккредитованной испытательной лаборатории. А государство в лице Ростехрегулирования вправе и даже обязано эти данные периодически проверять.
Однако здесь есть определенные сложности. Госконтроль за соблюдением регламента осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». А это означает, что с нового, 2010 года проверки будут возможны... только раз в три года — причем по графику, согласованному с прокуратурой и обнародованному для сведения всех проверяемых лиц. В таких условиях жуликам ничего не стоит разбавлять бензин не только ослиной мочой, как в незабвенных «Джентльменах удачи», но и чем-нибудь похуже.
Единственное исключение — жалобы граждан. Для их проверки не требуется ни соблюдения трехлетнего срока, ни предварительного уведомления проверяемых. Так что все зависит от нашей активности.
Неудивительно, что специалисты рекомендуют автовладельцам хранить чеки на автомобильное топливо. При поломке автомобиля по причине плохого качества топлива это будет единственным основанием для проверки продавшей его АЗС и требований о возмещении ущерба.
Какой бензин останется
Технический регламент определяет предельные сроки реализации бензина со старыми характеристиками:
- класса 2 — до 31 декабря 2010 г.;
- класса 3 — до 31 декабря 2011 г.;
- класса 4 — до 31 декабря 2014 г.;
- класса 5 — срок не ограничен.
Сроки реализации для дизельного топлива:
- классов 2 и 3 — до 31 декабря 2011 г.;
- класса 4 — до 31 декабря 2014 г.;
- класса 5 — срок не ограничен.
Таким образом, через четыре года — на год позже первоначально запланированного — в нашей стране вправе будут продавать только топливо стандарта Евро-5. Правда, сколько оно при этом будет стоить, неизвестно. В техническом регламенте такие тонкости не прописаны.
Фото Натальи ЧАЙКИ