Нужно министерство по делам ветеранов
Как пробудить интерес молодежи «к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»? Как воспитать патриота? Эти вопросы звучали во время дискуссии на очередном заседании Балтийского губернаторского клуба в пресс-центре Балтийской медиа-группы.
Близится 65-летие Великой Победы, а молодежь, к ужасу старшего поколения, даже не всегда может ответить на вопрос «кто такие Егоров и Кантария?». Они скорей вам назовут немецкого аса «Люфтваффе» Эриха Хартманна, как это было во время опроса среди выпускников одной петербургской школы, чем имена советских солдат, водрузивших весной 1945 года Знамя Победы над Рейхстагом. Как пробудить интерес молодежи «к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»? Как воспитать патриота? Эти вопросы звучали во время дискуссии на очередном заседании Балтийского губернаторского клуба в пресс-центре Балтийской медиа-группы.
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев:
— Надо делать то, что делали всегда, — говорить правду о своей Родине, о нравственных и моральных ценностях. А мы говорим о чем угодно, только не о морали. У себя в области я первым надеваю георгиевскую ленточку — это наш знак внимания ветеранам.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко:
— Мы помним время, когда слово «патриотизм» равнялось слову «национализм». И было стыдно и немодно считать себя патриотом. Слава богу, что эти времена прошли. Воспитать патриотизм можно только совместными усилиями — государства, общественных институтов и семьи. А когда молодой человек сталкивается с лицемерием, то есть когда в школе говорят об одних вещах, а он приходит в семью, где родители говорят о другом, то трудно в таких условиях воспитывать патриота. Если говорить о Победе и воспитании патриотизма через чувство гордости за эту Победу, то надо прежде всего вернуться к своей семье. Ведь нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не задела война, где бы не воевали отец, дед — кто-то из них погиб, кто-то, к счастью, остался жив... Мне кажется, что это оказывает самое сильное влияние на патриотические чувства молодежи. И не надо этого стесняться, надо постоянно напоминать об этом — страна не может быть духовной, нравственной, моральной, если мы не будем говорить о патриотизме. Сейчас проходит Олимпиада в Ванкувере — любого человека спроси, и он расскажет, как мы глубоко переживаем такое поражение нашей страны. Это тоже патриотизм! Нам не безразлично, как наша страна там выступает. И можно много привести примеров, через которые происходит формирование патриотических чувств.
Политолог, публицист Борис Подопригора:
— Мне хотелось бы, чтобы власть услышала такое предложение: может быть, надо сформировать структуру, которая бы, извините за слово, «замполитствовала» с ответственностью в стране. Мне кажется, что к такой структуре в первую очередь относится министерство по делам ветеранов. Я охотно принимаю упрек в том, что если в стране нет национальной идеи, то такая структура здесь ни при чем. Но, увы, национальную идею указом президента не внушить. Она потребует длительного разрешения...
Председатель Санкт-Петербургского союза журналистов Андрей Константинов:
— На примере США и Израиля я хорошо вижу, что в этих государствах патриотическая работа проводится системно. Что касается России, то, наверное, создание такой вертикальной структуры, как министерство по делам ветеранов, нужно, чтобы координировать патриотическую работу. В деле патриотического воспитания нужно ощущать если не национальную идею, то хотя бы должное отношение к стране, которая тебя вырастила. Сегодня в деле патриотического воспитания важнейшую роль играют СМИ — прежде всего телевидение. И еще кинематограф. С моей точки зрения, они совершенно не справляются с такими задачами, как воспитание патриотизма. Могу проиллюстрировать одним примером, который покажет, как у нас «отыгрывается» такое понятие, как патриотизм. Два года назад — 5 ноября — был юбилей военной разведки — ей исполнилось 90 лет. Но не эта новость была первым номером федеральных новостей и каналов. Первой новостью была премьера нового фильма о Джеймсе Бонде в РФ. Я хочу вам напомнить, что Джеймс Бонд — тот герой, который больше всего убил русских разведчиков. Это к вопросу о нашем патриотизме, о том, как мы замечаем и обращаем внимание на такие факты.
Губернатор Валентина Матвиенко:
— Чего мы избегаем, так это формализма. У нас в городе проживают 280 тысяч ветеранов, участников войны и блокадников. Мы провели учет и обследование условий жизни каждого из них, мы завели специальные электронные карточки, чтобы понимать, в чем каждый ветеран нуждается... За эти годы мы сделали много для создания всеобщей атмосферы уважения к старшему поколению. Прежде всего это забота о медицинском обслуживании. Больницу для блокадников и госпиталь мы оснастили новым оборудованием, сейчас проводим диспансеризацию ветеранов, создали социальные дома и целый ряд социальных программ — социальное такси, службу сиделок, тревожную кнопку, сеть социальных учреждений, чтобы ветераны могли проводить там свой досуг. Мы добились второй пенсии для всех блокадников, проживающих во всех субъектах Федерации, ввели специальные доплаты труженикам тыла, решили проблему зубопротезирования ветеранов — и сегодня у нас нет очередей. Мы с удовольствием реализуем программу обеспечения ветеранов войны жильем — у нас более 7 тысяч ветеранов нуждаются в улучшении жилищных условий. Мы построили квартиры, и 5800 ветеранов уже их получили, остальные оформляют документы, и до 1 мая, как и положено по указу президента, мы обеспечим всех ветеранов, вставших на очередь до 1 мая 2005 года, отдельными квартирами. А до конца года — и тех, кто встал на очередь после 1 мая. Государство отдает долг поколению победителей, жаль, что оно это делает поздно, но, наверное, раньше не было таких возможностей.
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев:
— Программа заботы о ветеранах — общероссийская, и в зависимости от материальных возможностей региона она может выполняться шире и разнообразнее. Все мероприятия, о которых сказала Валентина Ивановна, конечно, у нас тоже будут выполнены и жильем наши ветераны будут обеспечены. В последние годы мы замечаем, что наше государство начинает последовательно выполнять свои обязанности перед ветеранами. Сначала ликвидировали очереди на машины, затем повысили пенсии. Сегодня идет серьезная работа по приведению всех воинских мемориалов и кладбищ в состояние, достойное памяти ветеранов. В основном это касается центральных мемориалов, а что греха таить, мы часто забываем о сельских заброшенных кладбищах, где тоже покоятся солдаты.
Социолог Татьяна Протасенко:
— Обращает на себя внимание, что увеличивается количество людей (от 7 до 15%), которые затрудняются с ответом, смог бы СССР выиграть войну в одиночку. То, что исторические подробности люди забывают либо не знают, — естественно. Я не могу сказать, плохо это или хорошо, я повторяю, это естественно...
А мнение, которого придерживаются жители столиц, — что СССР мог одержать победу без помощи союзников (в то время, когда жители малых городов придерживаются обратного мнения), — говорит о том, что жители больших городов привыкли, что обладают большими ресурсами, они сильны. А жители малых городов живут намного хуже, им требуется помощь. Именно поэтому чем хуже живет общество, чем хуже уровень жизни, тем пессимистичнее оценки... По-моему, самое важное в воспитании патриотизма — это смыкание старшего и младшего поколений, когда между ними идет живое общение и они много друг о друге узнают.
Фото Натальи ЧАЙКИ