Общественная палата заступилась за Павловскую опытную станцию
На лакомые сотни гектаров в Павловске, принадлежащие ВНИИР имени Вавилова, чиновники и предприниматели претендуют постоянно. До сих пор ученым с трудом, но удавалось отбивать свою коллекцию. Но сегодня беда как никогда близка.
На лакомые сотни гектаров в Павловске, принадлежащие ВНИИР имени Вавилова, чиновники и предприниматели претендуют постоянно. И в 2008, и в 2009 году «Вечерний Петербург» рассказывал о конфликтах между сотрудниками института и городским правительством. До сих пор ученым с трудом, но удавалось отбивать свою коллекцию — самое крупное и самое ценное на Земле собрание семян и плодовых и ягодных культур, способное обеспечить выживание всему миру. Но сегодня беда как никогда близка. Фонд содействия жилищному строительству уже отобрал у института участок в 19 гектаров и объявил на него аукцион. Сотрудники фонда утверждают, что на этих землях «просто растет трава». К решению проблемы подключилась Общественная палата Москвы. Вместе с членом палаты Надеждой Школкиной корреспондент «Вечернего Петербурга» убедилась, что отданный под строительство участок заполнен ценнейшими видами и сортами растений.
Ноев ковчег топят до потопа
За старыми, покосившимися оградами между элитной застройкой и трассами расположились десятки гектаров полей, на которых почти век ученые сохраняют и изучают генетически не модифицированные сорта и культуры всех растений мира.
— Вот здесь собраны плодовые и ягодные культуры, — показывает директор Павловской опытной станции Федор Михович на ряды кустарников. — Вот, например, жимолость. Японские промышленники сейчас готовы закупать ее по 10 долларов за килограмм мороженых ягод. Китайские исследователи очень просят предоставить им некоторые сорта. Вино из жимолости было официальным напитком саммита «большой восьмерки». По содержанию каротина эта ягода полезнее моркови. Всем ясны ее уникальные свойства, которые еще изучать и изучать…
Изучать, но только не здесь, поскольку участок уже выставлен на аукцион. Торги на право аренды земли проведут 28 сентября. Стартовая сумма — 98 миллионов рублей, шаг аукциона — миллион. Деньги получит Фонд содействия жилищному строительству просто за то, что разрешит кому-то из предпринимателей построить здесь элитные коттеджи.
Европа готова выкупить коллекцию
Мировая общественность шокирована. Так, президент Международного общества растениеводства доктор Норман Луни уже назвал действия российских чиновников «насмешкой над международными усилиями по сохранению биоразнообразия». Случаев намеренного уничтожения редких коллекций сельхозрастений в мире до сих пор не было.
Американские СМИ открыли общенациональную акцию по защите Павловской опытной станции. Обращения направляются во всевозможные инстанции, даже в твиттер (программу коротких сообщений) Дмитрия Медведева. Посетители оставляют запись «Mr. President, protect the future of food — save Pavlovsk Station!», что переводится как «господин президент, защитите будущее сельского хозяйства — спасите Павловскую станцию!».
В то же время раскупить и тем более забрать сорта с радостью готовы практически все институты мира.
— Недавно приезжали коллеги из Института селекции плодовых культур в Дрездене, осматривали нашу коллекцию, — вспоминает ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ растениеводства имени Вавилова Леонид Бурмистров. — И вот, помню, не прошло и пятнадцати минут, как выбежал один из их сотрудников с криками: «Нашел, я нашел!» Он искал особый сорт какого-то необходимого им растения всюду, по всему миру, а здесь обнаружил его за четверть часа. Теперь представители института очень просят заключить с ними контракт.
Только вот на перенос семян нужны годы, и то гарантий удачного завершения пересадки нет, а бульдозер въедет на территории коллекции Вавилова уже этой осенью.
Коллекции Вавилова с радостью готовы перекупить институты со всего мира.
История коллекции
Географ, биолог, селекционер Николай Вавилов заложил в России основы генетики. За более чем сотню поездок по миру в начале XX века он собрал огромную коллекцию всех сортов растений. На их основе до сих пор выводятся новые виды. По оценкам специалистов, одно это собрание способно обеспечить выживание всей планете. Треть коллекции — вымершие виды, которые потенциально тем не менее живы, поскольку сохранились здесь. Даже в блокаду умирающие от голода люди не тронули ни одного ростка, понимая значимость трудов Вавилова.
— Он сказал, что у нас тут просто трава растет, — усмехается Федор Михович.
Так директору Павловской опытной станции действия чиновников пояснил заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Андрей Вавилов. Так он оценил более четырех тысяч образцов трав кормовых культур.
Конечно, ведь совсем другое дело — продать участки стоимостью 1 миллиард 900 миллионов рублей.
— Власти Санкт-Петербурга полностью поддерживают действия Фонда развития жилищного строительства, — говорит Михович. — Если бы за 30 лет моей работы здесь нас хоть раз так поддержали…
Кто только не помогал институту: международные фонды, зарубежные сельхозорганизации, частные предприниматели — но только не правительство. Оно выделяет лишь деньги на очень скудные зарплаты двадцати сотрудников. Ухаживают за образцами они на личном энтузиазме. Причем даже в нынешний засушливый год не погиб ни один образец. Это скоро исправят коммерческие застройщики. Им предложат возвести здесь малоэтажные коттеджи, разделенные озелененными территориями.
Суд по еще одному участку назначен на 11 августа. Если представителям Общественной палаты, осмотревшим в прошедшие выходные территории, не удастся остановить запущенный процесс уничтожения коллекции Вавилова, уже этой осенью в мире станет на десятки исчезнувших видов растений больше.
Стоимость коллекции Вавилова
- 11 триллионов долларов принесет коллекция при продаже всех видов растений за рубеж.
- 20 триллионов долларов составляет общая рыночная стоимость 2000 крупнейших компаний мира.
В коллекции
- 6000 плодовых, ягодных и декоративных культур, 4000 кормовых культур.
Ирина Панкратова, фото Натальи ЧАЙКИ
Комментарий
Член Общественной палаты РФ Надежда Школкина для «Вечернего Петербурга»:
— Если мой ребенок спросит меня, почему коллекцию сохранить не удалось, что я отвечу, глядя ей в глаза? Я должна буду сказать, что земля просто понадобилась для сотни новых коттеджей? И ради этого уничтожили то, что сохранили даже во время блокады, когда 28 сотрудников института умерли от голода, но семена не тронули? Нет, это невозможно, недопустимо. Действия чиновников аморальны. Факт того, что на землю уже объявлены торги, возмутителен. В понедельник президент Дмитрий Медведев получит личную телеграмму по данному вопросу. К подобной мере мне приходилось прибегать до сих пор лишь дважды, и оба раза вопрос был моментально разрешен.
Важно: Правила перепоста материалов