Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Очереди возникают раз в квартал?

Комитет по здравоохранению ничего не может поделать с очередями в аптеках за льготными лекарствами, в которых томятся пенсионеры.

Комитет по здравоохранению ничего не может с этим поделать.

Поводом для этого интервью послужила публикация «Льготникам — вход со двора», вышедшая в нашей газете 23 июля нынешнего года. В ней говорилось об очередях в государственной аптеке № 243 на проспекте Большевиков, в которых томились пенсионеры, пришедшие получать льготные лекарства.

После публикации последовал звонок из комздрава, и пресс-секретарь сообщила, что заместитель председателя комитета по здравоохранению Захар Голант, отвечающий за обеспечение населения льготными лекарствами, желает встретиться с корреспондентом «Вечернего Петербурга», чтобы прокомментировать публикацию. Итак, вот его комментарий.  

— Весна, лето, осень — это время, когда пожилые люди, которым прописаны льготные лекарства, уезжают на дачи. Они возвращаются в город раз в два-три месяца, чтобы получить препараты и уехать назад. Поэтому льготники запасаются рецептами сразу на длительный срок. Это означает, что любой человек, который подходит к аптечному окошку, имеет на руках три-четыре рецепта на разные препараты. И по каждому рецепту он получает большое количество упаковок, иногда 10 — 12 штук. Рецепт остается для государственных аптек платежным документом, без которого нельзя получить бюджетные деньги за отпущенные льготные лекарства. Поэтому требования к оформлению рецептов предельно строгие. Если в рецепте есть ошибки, он оплачен не будет.

К большому сожалению, врач, выписывающий рецепт, за помарки и ошибки, которые допускает при оформлении, не несет никакой ответственности. Нет такого закона. За то, что в рецепте указана не та дозировка, неправильно написано наименование лекарства, все шишки валятся на аптеку. Представьте, человек отстоял в очереди, потратил свое время и время тех, кто стоит за ним, а лекарства не получил, потому что рецепт оформлен неверно. Весь свой гнев он обрушивает на сотрудников аптеки. Такие ситуации, когда в адрес наших работников звучат угрозы, откровенное хамство и бранные слова, к сожалению, не редкость, а иногда дело доходит и до активных действий. К сожалению, часто приходится говорить о неадекватности людей, которые пользуются правом получения льготных препаратов.

У нас порядка 20 тысяч психиатрических больных обеспечиваются лекарствами через государственные аптеки. Это люди, которые не отвечают за свое поведение и часто бывают озлобленными.

Ситуация, связанная с подорожанием лекарственных препаратов, которая возникла в начале года, также привела к тому, что посетители не сдерживали отрицательных эмоций, и все это приходилось выслушивать сотрудникам аптек. Это приводит к тому, что лучшие кадры уходят из государственных аптек, потому что не могут выдерживать того негатива, который на них обрушивается. Но вернемся к причинам, по которым возникают очереди.

Как я уже сказал, летом люди приходят с пачками рецептов, и поэтому каждый человек проводит у окошка больше времени, чем, скажем, в первом квартале, когда у льготников на руках всего один-два рецепта. Отсюда — летние очереди. Кроме того, в начале каждого квартала у нас распределяется основной объем товара по аптекам, постоянные посетители знают это и приходят в аптеку именно в начале квартала. Это тоже приводит к образованию очередей. Однако увеличивать количество аптек, чтобы раз в квартал разгрузить имеющиеся аптеки, нецелесообразно и нерентабельно.

В 2005 году у нас было в городе сто государственных аптек, сегодня — 45, и мы считаем, что это оптимальный вариант. В 2005 году сеть коммерческих аптек «Фармакор» подключилась к реализации льготных медикаментов, однако через пару недель отказалась от этого, потому что обслуживание льготников — это слишком хлопотное дело. А наши государственные аптеки, кроме того, обязаны отпускать наркотические средства и заниматься изготовлением лекарств — это убыточные виды деятельности. Государственные аптеки не получают никаких госдотаций. Кто считает, что получают, сильно заблуждается. Они существуют только за счет того, что заработали сами. Поэтому вынуждены жить экономно, чтобы сводить концы с концами.

— Если очереди образуются раз в квартал, как вы говорите, может быть, можно в эти аптеки направлять людей из других аптек, где таких очередей нет?

— Мы так и сделали, на следующий день после вашей публикации перевели в аптеку № 243, работница которой ушла в отпуск, сотрудника из другой аптеки.

Но еще раз подчеркну, что людей у нас не хватает. Нам приходится придумывать различные формы поощрений, чтобы удержать грамотных провизоров.

Количество льготников год от года растет. С 2005 года сумма средств, выделяемых на закупку льготных лекарств, также выросла в разы, то есть нагрузка на государственные аптеки увеличивается. Однако структура льготных препаратов будет постепенно меняться. Из перечня бесплатных препаратов исключат те, которые снимают симптомы, то есть простые препараты, не оказывающие влияния на течение заболевания. Зато в перечне льготных медикаментов появится большое количество специализированных препаратов, без которых больной не может обойтись.



От редакции

Пока готовился этот материал, наш корреспондент еще раз побывала в нескольких государственных аптеках и убедился, что действительно сейчас очередей там нет. Такие рейды мы будем проводить регулярно, так как наша обязанность — защищать интересы читателей. Газета не вправе молчать, когда пожилые люди вынуждены по нескольку часов томиться в очередях. Пусть даже раз в квартал.

↑ Наверх