«Окно в Европу» открыто не для всех
На Западе инвалиды-колясочники — активнейшие туристы, но в нашем городе далеко от своего теплохода отъехать не могут — в лучшем случае по набережной прогуляться.
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем людей с ограниченными физическими возможностями и призвала все государства и международные организации сотрудничать в проведении этого дня. По идее 3 декабря — это и день отчета властей об успехах, достигнутых в деле интеграции инвалидов в общество.
Каковы эти достижения в нашем городе, мы решили выяснить у самих инвалидов.
— Ой, посадить бы тебя в коляску, — в сердцах сказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» коллега Геннадий Дягилев. — Чтоб ни в одну булочную было не попасть!
Геннадий Дягилев уже более десяти лет выпускает питерский журнал «Русский инвалид» и лучше многих осведомлен о проблемах своих товарищей по несчастью. Геннадий много общается с инвалидами из-за рубежа и знает, какой шок они испытывают, прибывая в город, позиционирующий себя самым европейским в стране:
— Окно в Европу называется! Аэропорт Пулково для инвалидов совершенно не приспособлен. Витебский вокзал — реальные ворота в Европу — устроен так, что там не то что колясочнику — бабушке с палочкой к поездам не дойти. Во-первых, пойди попробуй пробраться через колдобины с улицы. Во-вторых, эти жуткие турникеты. В-третьих, платформы все находятся на втором этаже. Кто-то, значит, должен затаскивать коляску с инвалидом по лестнице. Грузовой лифт, ведущий на второй этаж, на вокзале есть. Но администрация им пользоваться не разрешает: говорит, мало ли коляска застрянет.
В Европе инвалиды-колясочники — активнейшие туристы, благо они сами и сопровождающие их люди располагают многочисленными льготами по проезду. Но Петербург они в перечень популярных маршрутов не включают.
— Инвалиды из-за рубежа говорят, что им легче съездить в Африку на слонах покататься, чем сделать тур сюда на белые ночи. В центре города нигде нет туалетов для инвалидов! Как хочешь, так и терпи, — возмущается Геннадий Дягилев.
В то же время, отмечает он, следует сказать признательные слова руководителям двух музеев — Михаилу Пиотровскому, директору Государственного Эрмитажа, и Владимиру Гусеву, директору Русского музея. Они добились устройства в этих музеях пандусов, лифтов, поручней, специальных туалетов.
— Не надо ничего особенного придумывать — надо просто брать пример с Запада, — говорит Геннадий Дягилев. — Только российско-финскую границу пересекаешь — и сразу видишь принципиально другую цивилизацию. Стоит в чистом поле заправка, и уже там туалет для инвалидов. Пандусы, широкие двери для проезда колясок — все это должно стать стандартом, а не исключением. А у нас колясочнику никуда не попасть — ни в кино, ни в аптеку, ни на почту.
Впрочем, есть в городе и некоторые достижения. О них нам рассказал Сергей Тимохин — участник программы «Доступная среда». Он занимается мониторингом доступности социальных учреждений для инвалидов.
На Западе инвалиды-колясочники — активнейшие туристы, но в нашем городе далеко от своего теплохода отъехать не могут — в лучшем случае по набережной прогуляться.
— С трудом дело продвигается, понемногу, — сообщает Сергей, сам уже 14 лет прикованный к инвалидной коляске после тяжелой травмы. — В нашем районе инвалиду в целом мало куда можно попасть. Новые магазины открываются — нет чтобы поставить пандус сразу! Не догадываются. Недавно я был на одном творческом вечере на Васильевском острове — мою коляску в зал пришлось затаскивать самим артистам.
Кстати, коляски в нашем городе у инвалидов долго не выдерживают, разваливаются, отмечает Сергей Тимохин:
— Спусков с тротуаров, понижения поребриков почти нигде нет. Приходится не съезжать, а спрыгивать, вот подшипники и летят. Так что вместо пяти положенных лет коляска служит не дольше двух.
Сергей дома не сидит: он занимается фотографией — снимает пейзажи, участвует в выставках, увлекается эзотерикой, дайвингом. А оттого много путешествует по стране и видит другие примеры организации городской среды. Хвалит тот комфорт, который создан для инвалидов в соседнем Великом Новгороде.
Сейчас он и его собратья по инвалидному сообществу готовятся к марафону Москва — Берлин, который стартует 1 июня в честь 65-летия Победы. Одна из интриг этого марафона — продемонстрировать властям разных российских городов, каково приходится человеку в коляске.
— Во время марафонов нас обычно встречают мэры, руководители городов. И вот им самим зачастую приходится втаскивать наши коляски в двери гостиниц, в разные культурные заведения. Власти делают для себя открытие: надо же, как неудобно все в их городах устроено! Бывает, возвращаешься тем же маршрутом назад — а там уже все переделано. Значит, мы своего добились! — говорит Тимохин.
Где же и когда такое чудо было, спрашиваем у Сергея. Он отвечает: «Давно, и в Белоруссии, во время пробега Москва — Брест», приуроченного к 60-летию Победы.
Алла ДМИТРИЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов