Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

По следам Маринетти, Малевича и Филонова

Журналисты первыми опробовали новый экскурсионный маршрут «Топография петербургского авангарда», разработанный в Музее истории Санкт-Петербурга. Новая экскурсия — автобусная, ведь пешком все адреса невозможно было бы обойти даже за целый день. Расскажем о самых значимых.

Журналисты первыми опробовали новый экскурсионный маршрут «Топография петербургского авангарда», разработанный в Музее истории Санкт-Петербурга.

Корреспонденты «Вечерки» Зинаида АРСЕНЬЕВА и Наталья ЧАЙКА тоже совершили ностальгическую прогулку по местам русского авангарда, объехав примерно 30 адресов. Новая экскурсия — автобусная, ведь пешком все адреса невозможно было бы обойти даже за целый день. Расскажем о самых значимых.

Все начинается с прелестного бревенчатого домика, где когда-то жил художник и музыкант Михаил Матюшин со своей женой Еленой Гуро, а нынче находится Музей русского авангарда.

Удивительно, что такое мощное, громокипящее, космическое явление, как авангард, сегодня уместилось в маленьком деревянном домике! Но именно здесь приносили прошлое в жертву прекрасному будущему, которое старались приблизить любыми способами. Здесь раздавались звонкие пощечины общественному вкусу, писались едкие критические статьи, раскрашивались лица, черные и серые пиджаки и сюртуки меняли на желтые и красные кофты…


Ул. Маяковского, 11, кв. 8
«Чудотворец был высокого роста»

Самый обычный доходный дом, каких в Петербурге тьма. Еще одно доказательство, что внешность часто обманчива. Дом до сих пор преподносит сюрпризы тем, кто забредает сюда. Фотографу Марине Гуляевой, которая делала снимки для путеводителя «Топография петербургского авангарда», навстречу вышел огромный черный-пречерный кот с горящими изумрудным огнем глазами — как привет от Даниила Хармса, который прожил здесь с 1925 года до 23 августа 1941-го, когда рано утром в квартиру № 8 позвонил дворник и попросил открывшего дверь Хармса спуститься во двор. Писатель вышел прямо в домашних тапочках. И больше не вернулся.



Марсово поле, 7
«Черный квадрат»

Огромный дом Адамини, стоящий рядом с продуваемым всеми ветрами Марсовым полем, много чем знаменит (см., в частности, наш материал в прошлом пятничном выпуске «…А на Марсово поле мы ходили за шампиньонами»). Но много ли людей знают, что именно в этом доме миру впервые явился «Черный квадрат» Казимира Малевича, с которого началась по сути история новой живописи?

Судьбоносное для мирового искусства событие случилось на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая работала с 19 декабря 1915 года по 19 января 1916 года.

К выставке Михаил Матюшин издал брошюру Малевича «От кубизма к супрематизму», названную впоследствии «манифестом» новой живописи.



Ул. Литераторов, 19
Павел Филонов

Двухэтажный, выглядящий вполне провинциальным домик, затерянный в дебрях П. С., с 1899 года и до революции принадлежал «Обществу пособия нуждающимся литераторам и художникам». После революции в доме разместился Дом литераторов и художников, все так же нуждающихся.

Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Известно, что Филонов не продавал картины, твердо намереваясь оставить все своей стране в надежде, что когда-нибудь создадут музей аналитического искусства. В 30-е годы он особенно бедствовал, но при этом все равно не терял творческой одержимости. 30 августа 1935 года он записал в своем дневнике: «Все время, начиная с первых дней июня, я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день».

Поскольку он и так-то был истощен, то блокаду ему было не пережить. Он умер мученической голодной смертью в первую блокадную зиму — 3 декабря 1941 года, в этом доме. Союз художников выделил ему девять досок на гроб. Сестра художника Евдокия Глебова перевезла картины брата на саночках в Русский музей, которому он завещал их подарить. Сегодня сложно представить, каких трудов стоило хрупкой, истощенной женщине несколько раз пройти путь с Петроградской до площади Искусств.



Итальянская ул., 4
«Бродячая собака»

Конечно, то, что называется «Бродячей собакой» сегодня, имеет мало общего со своим знаменитым предком. Ведь даже если бы воссоздать один к одному интерьер и меню, где было бы взять публику — Ахматову, Гумилева, Глебову-Судейкину, Георгия Иванова, Владимира Маяковского?

Да и вход располагался не на Итальянской, где сейчас стоит бездарным истуканом бронзовый Остап Бендер, а во дворе, куда темными ночами было страшновато заходить (а открывалось кабаре ближе к полуночи, когда завершались спектакли и концерты в театрах). Гостям нужно было быть осторожными, чтобы не испортить свой костюм — светский ли, маскарадный ли, театральный ли — и обувь.

«Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней на десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан. Вешальщик, заваленный шубами, отказывался уже их брать: «Нету местов» (Георгий Иванов. «Петербургские зимы»). Сейчас во дворы трудно попасть — они, как принято сегодня, наглухо закрыты железными решетками.



Полтавская ул., 12
Маринетти

В этом доме когда-то располагался концертный зал Калашниковской биржи. Здесь 1 и 4 февраля 1914 года с лекциями выступил знаменитый итальянский футурист Маринетти.

Разряженная публика, битком набившаяся в зал, пришла сюда вовсе не ради умствований итальянского футуриста. Да и содержание его лекций можно было узнать из газет. Нет, публику влекло стремление поглазеть на знаменитость и, что важно, на скандалиста. «Скандал сейчас все: главный двигатель жизни», — писал репортер в газете «Петербургский курьер» от 3 февраля 1914 года.

Русские футуристы объявили его речи пустыми. Напрасно! Сегодня, когда перечитываешь лекции, порой мороз  по коже от его слов, обернувшихся пророчествами.

«Война — единственная гигиена мира! — надсаживался он из последних сил.— Да здравствуют милитаризм и патриотизм! Долой расслабляющее влияние женщины: нам нужны герои, а не сентиментальные трубадуры и певцы лунного света!»

Если учесть, что все это было сказано в канун Первой мировой войны, Маринетти вовсе не кажется таким уж безобидным пустозвоном.

 



Сбор группы на автобусную экскурсию

«Топография петербургского авангарда»: 22 мая в 15.00 в Музее петербургского авангарда — ул. Профессора Попова, 10.

 

Никто не забыт и ничто не забыто

Мероприятия к 100-летию со дня рождения Ольги Берггольц


14 мая в 12.00 — в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского — лекция-концерт «Дыша одним дыханьем с Ленинградом».

15 и 16 мая в 19.00 — Театр-фестиваль «Балтийский дом» покажет премьеру спектакля «Ольга. Запретный дневник», режиссер — Игорь Коняев. В спектакле заняты: народная артистка России Ирина Соколова, заслуженная артистка России Наталья Попова, заслуженный артист России Валерий Соловьев, артисты Константин Анисимов, Наталья Индейкина, Виталий Крылов, Людмила Моторная.

16 мая — в 12.00 — в Палевском жилмассиве: ул. Ольги Бергглльц, 3, пройдет памятная акция с участием Светланы Крючковой, Ларисы Лусты и других.

16 мая с 19.00 до 22.30 — в саду Фонтанного дома ждут всех на театрализованный проект «Говорит Ленинград» (Литейный пр., 53).

В 21.00 — митинг-концерт у Монумента героическим защитникам Ленинграда (площадь Победы).

↑ Наверх