Поднять неподъемное
В каждой избушке сейчас свои зимние заварушки — у кого крыша течет, у кого под окнами трубу с горячей водой прорвало. Но почти в каждом жилом многоэтажном доме, кроме совсем новых, одна круглогодичная общая беда — лифты. Работающие со скрипом.
Лифт памяти «Кин-дза-дзы»
В каждой избушке сейчас свои зимние заварушки — у кого крыша течет, у кого под окнами трубу с горячей водой прорвало. Но почти в каждом жилом многоэтажном доме, кроме совсем новых, одна круглогодичная общая беда — лифты. Работающие со скрипом.
Проявляющие все официально признанные симптомы изношенности, а именно:
- звук трения металлических поверхностей,
- удары противовеса о кабину,
- перемещение кабины с отклонениями от вертикального направления и толчками, а также периодически гаснущий свет.
Не лифты, а летательные аппараты из фильма «Кин-дза-дза» марки «пепелац». При этом снаружи жесть гнутой таблички — такая обычно закреплена над дверьми лифта на первом этаже — нередко обнадеживает солидным иностранным названием. К раскрученному бренду прилагается телефон аварийной службы...
«Ремонт? Это не к нам»
— Ну, что у вас там случилось?— обычно усталым голосом вздыхает диспетчер.
Из обычного: застряли; кабина проскакивает меж этажами, минуя нужный; двери больно прихлопывают бока даже самых шустро входящих пассажиров; лифт не вызывается на этаж; и когда, наконец, прекратится этот режим экономии, при котором под потолком кабины горит за грязной сеткой одна-единственная тусклая лампочка Ильича — гостей из других городов звать в дом стыдно.
— Ждите, приедут, — отвечает диспетчер.
Когда? Ну, дня через три, если нет застревания пассажиров. Транснациональной компании требуется время на розыск деталей. А по этому телефону принимают лишь аварийные вызовы. Вопросы ремонта — это не к ним, это в управляющую домом организацию, в ЖКС или ТСЖ, поясняют в диспетчерской.
Интересно, что официальный сайт этой конкретной компании, с которой регулярно общается корреспондент «Вечернего Петербурга», оповещает, будто бы фирма располагает высокоэффективной сетью распределения запасных деталей, которая гарантирует минимальный простой лифта — «детали для наших установок имеются на складе и могут быть быстро доставлены по месту назначения». Масштабы деятельности компании впечатляют: она успешно обслуживает более миллиона лифтов во всем мире. В том числе десятки тысяч в России.
Найти в городе лифт без следов вандализма практически невозможно.
Пинг-понг для жильцов
В жилкомсервисе, обслуживающем дом, жильцов убеждают, что лифтовая фирма обязана заниматься не только аварийными работами, но и профилактическим ремонтом.
— Конечно, ведь это прописано в нашем договоре с компанией, — сообщает представитель производственно-технического отдела ЖКС. — В кабине лифта у вас должны быть вывешены все необходимые телефоны, и не только аварийные. По ним и следует направлять заявки.
— В наших кабинах не висит ничего, кроме тусклых лампочек, — информируют жилищников жильцы.
— Вот и жалуйтесь в компанию по обслуживанию лифтов, — рекомендуют в жилкомсервисе.
Но разве станет такой лифтовой гигант заниматься столь мелкими проблемами?
«Учитывая невозможность»
Техническим обслуживанием лифтов в городе занимаются несколько организаций, сообщил «Вечернему Петербургу» жилищный комитет города. Это «РСУ-3», «Партнер», «Радел», «Курортлифт», «ОТИС Лифт», «КОНЕ», «Инженерный центр КПЛ», «Техэкспертсервис», «ЛИКОН», «Диагностика лифтов».
Всего в жилищном фонде города 31 910 лифтов, из них 11 940 выработали нормативный срок службы 25 лет, что составляет 37,4% от общего количества лифтов, информирует наших читателей жилищный комитет.
«Учитывая невозможность в ближайшее время заменить весь старый парк лифтов, в целях дальнейшей безопасной эксплуатации лифтов в плановом порядке проводятся работы по технической экспертизе лифтового оборудования с продлением срока эксплуатации лифтов от 3 до 5 лет, — продолжает комитет. — За период 2006 — 2009 гг. прошли экспертизу и получили разрешение на дальнейшую эксплуатацию более
14 500 лифтов, включая находящиеся в эксплуатации 11 940 лифтов с нормативным сроком службы 25 лет».
То есть более трети лифтов, выработавших свой ресурс, все равно разрешены к эксплуатации! Работать хорошо они не могут категорически — и организации, берущие их на обслуживание, прекрасно об этом знают. Но все равно рекламируют себя в качестве успешных и всемогущих, готовых в любую минуту прийти на помощь с чемоданчиком, полным запчастей.
Наследие царского и советского режима
Итак, чинить наши лифты не перечинить. Потому как в Петербурге самый старый и разнообразный парк лифтов Российской Федерации, рассказал «Вечернему Петербургу» начальник отдела по госнадзору за лифтами и эскалаторами Северо-Западного управления Ростехнадзора Виталий Постников:
— Первый лифт установили в Зимнем дворце еще в XVIII веке. Аварийные же ситуации с лифтами были зафиксированы еще в XIX веке. В 1868 году в Николаевском дворце, после революции ставшем Дворцом труда, разбилась на лифте княгиня Татьяна Потемкина — оторвались канаты, кабина рухнула, несчастная скончалась от травм.
— Все первые массовые лифты были иностранного производства, — продолжил свой рассказ Виталий Иванович, — в основном американских фирм «Шиндлер» и «Отис». В советские времена, уже послевоенные, распространились финские лифты. Остальные были отечественного производства. Ежедневно в них совершается более 20 миллионов поездок — больше, чем во всем метрополитене. На реконструкцию лифтового хозяйства требуются огромные суммы — в 2 миллиона рублей обходится модернизация одного лифта.
Развал лифтового хозяйства начался в 90-е годы, поясняют в Ростехнадзоре. Тогда ремонтировалось не более 100 лифтов в год при том, что 1500 — 1700 лифтов переступали допустимый срок службы в 25 лет. Динамика старения лифтов была в 20 раз выше динамики их модернизации. Только в 2007 году началось погашение динамики старения, и в 2009 году был реконструирован уже 1061 лифт.
Самыми неблагополучными по количеству «лифтохлама» признаны Выборгский, Калининский и Красногвардейский районы. Кто будет его обслуживать — решают в управляющих организациях, в ТСЖ, ЖСК и так далее.
Как бы звучно ни именовались организации, обслуживающие лифты, все они бывшие ремонтно-строительные управления Ленинграда.
— Работают одинаково, все на среднем уровне, — говорят в Ростехнадзоре. — Основные их проблемы — нехватка специалистов. Штат укомплектован по минимуму. Состав электромехаников — преобладание людей старше 40 — 50 лет. Организации сами проводят ежегодную проверку их знаний и переобучение.
Принимают результаты тестирования свои же комиссии, так что судить о квалификации электромехаников еще советской выучки довольно трудно.
Другая больная проблема — эксплуатация большого количества лифтов без двусторонней переговорной связи, отмечают в Ростехнадзоре. Без нее не принимаются в эксплуатацию новые и модернизированные лифты, а вот старые, выработавшие свой ресурс, — вынуждены обходиться, потому что поддерживающая их диспетчерская система 70 —80-х годов окончательно устарела, а запчастей к ней, конечно, нет.
Лифтовые маньяки
Воровство запчастей уже не столь актуально, как в 90-х годах, говорят в Ростехнадзоре. Лет 15 — 20 назад снимали электроаппараты с цветными металлами, алюминиевое обрамление кабин, пороги шахт. Сейчас это редкость. Теперь проблема — мелкие пакости лифтовых маньяков, оборачивающиеся большими неприятностями.
— Для безопасности в оборудовании должны быть выдержаны чистые миллиметровые зазоры, а туда пихают спички, сигареты, по оборудованию бьют и лупят, — жалуются в Ростехнадзоре.
Сакральные неприличные надписи — тоже то, от чего не могут удержаться личности, одержимые манией овладения лифтовым пространством.
Жилищный комитет информирует
Лифтовая аварийная служба работает круглосуточно и выполняет работы по освобождению пассажиров из непроизвольно остановившейся кабины лифта. Время освобождения пассажира не должно превышать 30 минут с момента регистрации поступившего вызова на лифтовую аварийную службу.
Телефоны аварийных служб
- Адмиралтейский — 703-10-20
- Василеостровский — 323-09-19, 328-29-42
- Выборгский — 295-06-04, 327-44-96
- Калининский — 703-10-20, 252-48-07
- Кировский — 783-42-72, 783-47-54
- Колпинский — 481-12-40
- Красногвардейский — 703-10-20, 252-48-07
- Красносельский — 490-35-51
- Кронштадтский — 428-74-55
- Курортный — 437-17-76, 434-02-08
- Московский — 371-38-04, 727-16-93
- Невский — 584-84-85, 362-41-48
- Петроградский — 235-19-01
- Петродворцовый — 428-74-55
- Приморский — 393-44-03, 393-45-52
- Пушкинский — 481-12-40
- Центральный (бывший Дзержинский) — 295-06-04, 327-44-96; Центральный — 703-10-20, 252-06-61
Фото Натальи ЧАЙКИ