Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Покупать нарезной — для меня большая роскошь»

В июле и августе петербуржцы стали свидетелями своеобразного торгового парадокса. Несмотря на подорожание зерна, цены на хлебобулочные изделия за последние четыре недели, по данным Петростата, не выросли, а вот на другие продукты, например сахар и молоко, подскочили.

Торговый парадокс

В июле и августе петербуржцы стали свидетелями своеобразного торгового парадокса. Несмотря на подорожание зерна, цены на хлебобулочные изделия за последние четыре недели, по данным Петростата, не выросли, а вот на другие продукты, например сахар и молоко, подскочили.

— Мы только что получили сведения от хлебозаводов, они действительно удерживают цены, и в первую очередь — на социальные сорта хлеба. У них есть задел, так как с января по май стоимость зерна снижалась, а цены на хлеб ржаной оставались прежними, — пояснила корреспонденту «Вечёрки» Алла Петрова, начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу. — В свою очередь крупные торговые сети также имеют возможность для маневра: они могут повышать цены на другие товары и тем самым компенсировать низкую стоимость хлеба. УФАС особенно внимательно следит за тем, что происходит на городском хлебном рынке, но горожане все равно волнуются и ждут неприятных сюрпризов от торговли…

Действительно, ситуация с ценами на хлеб чем-то напоминает затишье перед бурей. Сотрудница финансового отдела одного из крупнейших хлебозаводов Петербурга заявила, что сейчас хлебопеки зажаты с двух сторон, как в клещи: с одной стороны жмут поставщики муки — мукомольные предприятия, которые подняли цены, с другой стороны — торговые сети, которые не соглашаются повышать стоимость хлеба, поэтому хлебопекам приходится что-то придумывать. Но долго так продолжаться не может.

Рецепт «нового» хлеба: мука, дрожжи и вода

Одна из придумок хлебопеков, к которой они могут прибегнуть, если уж совсем станет невмоготу сдерживать цены, — выпечка хлеба по так называемой обедненной технологии. Об этом заявил директор хлебозавода «Ржевка-Хлеб» Сергей Гашников. Однако вице-губернатор Михаил Осеевский категорически отверг предложение хлебопека: «Этому не бывать!» И тем не менее такой вариант не исключен. Обедненная технология — это когда хлеб состоит только из муки, дрожжей и воды.

На самом деле, как объяснил нам сотрудник финансового отдела одного из хлебозаводов, пожелавший остаться инкогнито, доля муки в себестоимости хлеба составляет примерно 20 процентов. Остальные 80 процентов стоимости батона или буханки составляют другие ингредиенты: сахар, дрожжи, различные добавки, также сюда включены расходы на электроэнергию, зарплата работников, транспортные расходы и т. д. Поэтому нетрудно подсчитать, на сколько должна вырасти стоимость хлеба, если цены на него перестанут сдерживать.

Итак, за июль и начало августа, как сообщили в экономическом отделе крупнейшего мукомольного предприятия города, цены на зерно выросли на 70 — 80 процентов (сейчас мукомолы платят по 7400 — 7500 рублей за тонну). Допустим, себестоимость буханки ржаного хлеба до подорожания зерна была 10 рублей. Если доля муки составляет 20 процентов, значит, в денежном выражении это 2 рубля. Умножаем эту сумму на 80 процентов — именно на столько подорожала мука. Получается — 1 рубль 60 копеек. По идее на эту сумму и должна подорожать буханка. Однако в такое верится с трудом.

Если цены отпустят, то,  как это часто бывает, найдутся и хлебозаводы, и оптовики, и торговые предприятия, которые не остановятся на этой цифре. Кстати, такое можно наблюдать уже сегодня.


Мы с прилавка все сметем, 
Без покупки не уйдем.


Чтобы не пугать покупателей, торгуют половинками

Корреспонденты «Вечёрки» обошли несколько торговых точек, продающих хлеб, и вот что выяснили. В крупных торговых сетях — «Лента», «Дикси», «Пятерочка», — за которыми, кстати, особенно пристально следит УФАС, цены на  социальные сорта вполне приемлемы. Хлеб ржаной, выпускаемый ОАО «Хлебный дом», стоит в «Ленте» 16 рублей 19 копеек, цена батона нарезного производства хлебозавода «Арнаут» — 16 рублей 89 копеек.

А вот цены в небольшом магазине шаговой доступности на улице Егорова неприятно удивили: полбуханки хлеба ржаного того же хлебозавода «Арнаут» стоит здесь 12 рублей 50 копеек, соответственно, цена целой буханки — 25 (!) рублей. Батона нарезного в продаже не было вообще. В магазине на Измайловском проспекте батон нарезной, выпускаемый ООО «Первое хлебопекарное объединение», продавался по цене 25 рублей. Но, как оказалось, это не предел — в универсаме на Московском проспекте нарезной стоит 31 рубль! Стоя у стеллажа с хлебом, корреспондент разговорилась с покупательницей, представившейся Клавдией Ивановной.

— Живу в этом доме, поэтому приходится покупать хлеб в этом магазине, — рассказала она. — Ноги плохо ходят, ведь мне уже семьдесят пять, поэтому ходить по другим магазинам, искать, где подешевле, нет возможности. Батон нарезной по такой цене я не покупаю, хотя очень его люблю. Пенсия у меня небольшая, поэтому такую роскошь, как батон за 31 рубль, позволить себе не могу…

Чтобы не пугать покупателей заоблачными ценами, в магазинах шаговой доступности прибегают к маленькой хитрости: продают и хлеб, и батоны половинками. Например, в магазине на 1-й Красноармейской улице предлагают покупателям половинку нарезного по 15 рублей и половинку ржаного по 11 рублей.



За каждым магазином не уследишь…

Почему же цены в небольших магазинах так сильно отличаются от цен в крупных торговых сетях?

— Крупные сети покупают хлеб напрямую у хлебопекарных предприятий, а небольшие магазины через посредников, соответственно, цена сразу подскакивает, — пояснила Алла Петрова. — Сейчас в соответствии с Законом «О торговле» государство вмешивается в ситуацию только в том случае, если на социально значимые продукты цена подскакивает на 30 процентов в течение 30 дней. Тогда ее замораживают. Однако за каждым магазином уследить трудно. Сейчас мониторинг цен возложен на статистические организации, а они в основном регулярно мониторят крупные торговые сети.

Таким образом, небольшие торговые точки под шумок могут задирать торговые наценки до максимума, тем более что законом они никак не ограничены. Причем схватить их за руку чрезвычайно трудно, так как, по словам Аллы Петровой, с каждым случаем надо разбираться отдельно и выяснять, кто же задрал цену — посредник или магазин. А таких магазинов в городе тысячи. Так что у проверяющих структур просто не хватает ресурсов, чтобы за всем уследить. Поэтому в рядах депутатов Госдумы уже родилось предложение внести поправки в Закон «О торговле», ограничивающие торговые наценки, как это происходит, например, при продаже лекарств.


Тем временем

«Пекарь» закрылся


Горожане больше не увидят на прилавках хлебобулочных и кондитерских изделий под маркой «Пекарь». Как сообщили на самом заводе, производство закрылось.

— Теперь мы только арендодатели, — рассказал генеральный директор ОАО «Пекарь» Юрий Селезнев. — Так захотели наши московские хозяева. Будем сдавать в аренду имеющиеся у нас в собственности помещения другим организациям.

Хлебозавод был основан в 1913 году. В последние годы он поставлял в магазины не только хлебобулочные изделия, но и кремовые торты, вафли, в том числе и любимый многими вафельный торт «Шоколадный принц».

Гречка подорожала, яйца подешевели

По данным Петростата, за предыдущую неделю средние розничные цены на основные продовольственные товары, без учета плодоовощной продукции, увеличились на 0,2 процента. Увеличение цен зафиксировано по 9 товарным позициям. В том числе: гречневая крупа подорожала на 3,2 %, молоко стерилизованное — на 1,4 %, молоко пастеризованное и сметана — на 1,1%, сахар-песок — на 0,5%, рыба мороженая и масло подсолнечное — на 0,3%, печенье — на 0,2 %, курица — на 0,1%.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх