Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Помогают ли бороться со СПИДом бесплатные шприцы?

На днях в Вене завершилась международная конференция по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа, на которой прозвучала острая критика в адрес России. Упоминался на конференции и Петербург.

На днях в Вене завершилась международная конференция по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа, на которой прозвучала острая критика в адрес России. Зарубежные и отечественные СМИ сообщают, что, по данным, приведенным в докладах участников конференции, в Восточной Европе и Центральной Азии темпы эпидемии этой инфекции нарастают: число носителей ВИЧ здесь превысило 1,5 миллиона человек. При этом около 90 процентов случаев заражения приходится на два государства — Россию и Украину.

Упоминался на конференции и Петербург. В представленном здесь докладе ЮНЭЙДС цитировались результаты исследования, проведенного в нашем городе, в ходе которого наличие ВИЧ-инфекции было подтверждено у 40 процентов из 300 обследованных детей и подростков, живущих на улицах мегаполиса. Главной причиной распространения ВИЧ-инфекции среди беспризорников в регионе является инъекционное введение наркотиков. На втором месте — детская проституция.

Официальные представители РФ в венской конференции не участвовали, однако на ней присутствовали в частном порядке российские ученые и медики. В их числе был преподаватель Петербургского госуниверситета, один из разработчиков отечественной вакцины против СПИДа профессор Андрей Козлов. С ним встретилась корреспондент «Вечернего Петербурга».



В Петербурге ситуация хуже, чем в Москве

— Какая обстановка со СПИДом в Петербурге?

— В России около 400 тысяч инфицированных, в Петербурге — около 40 тысяч, в мире — десятки миллионов. Причем у нас в городе ситуация примерно в два раза хуже, чем в Москве. Это известные вещи. Сейчас наметилась некая стабилизация и в мире, и в стране: нет большого роста заболеваемости. Однако все равно заражаемость продолжает расти. Есть такое понятие — «когорта наркозависимых». Когорта — это длительное сопровождение, длительное наблюдение. Мы берем группу наркозависимых, которые стоят на учете в наркодиспансерах, и наблюдаем за ними из месяца в месяц, из года в год. У нас есть возможность проводить измерения и определять, сколько человек заражается за год. Несколько лет назад эта цифра была 4,5 процента, а в нынешнем году она уже составила десять процентов. То есть за несколько лет заражаемость наркозависимых выросла более чем в два раза. Это плохая тенденция.

— Сейчас  СПИД лечат за счет государства, притом дорогими лекарствами. Наверное, это прозвучит негуманно, но, может быть, нужно дифференцированно подходить к такому лечению? Для одних делать его бесплатным, других лечить за деньги…


— Во-первых, во всем мире наркомания считается тяжелой болезнью. Во-вторых, сейчас в мире и в стране — эпидемия СПИДа. Государство всегда борется с заразными болезнями более активно, чем с незаразными. Потому что эти болезни быстро распространяются и угрожают здоровым людям, в том числе и детям. СПИД, рак, гепатит —  это вызовы XXI века.  В двадцатом веке были другие вызовы — тиф, чума, оспа. Оспу тридцать лет назад искоренили. И СПИД мы победим, я в этом уверен.

Мы изучали вопрос, как вирус выходит за пределы групп наркозависимых, в которых чаще всего происходит заражение СПИДом, к людям, которые не употребляют наркотики. Выяснилось, что этим «мостиком» служат женщины до 26 лет, женщины, которым еще детей рожать нужно. 20—30 процентов заражений происходит гетеросексуальным путем. Вот такие неутешительные сведения.

Моралисты против медиков

— Раньше различные гуманитарные организации ездили и раздавали бесплатные шприцы и презервативы наркоманам. Сейчас это движение как-то угасло. Как вы считаете, нужна ли такая благотворительность?

— На эту тему идет дискуссия и у нас в стране, и за рубежом. Раздавая шприцы, не подталкиваем ли мы тем самым людей к употреблению наркотиков? У нас в аптеках в свободной продаже есть одноразовые шприцы — кому надо, тот купит. Если, борясь с одной эпидемией, в данном случае со СПИДом, мы стимулируем развитие другой, никто нам этого не простит. У нас в стране, как и в других странах, есть лагерь моралистов, которые выступают против бесплатных шприцов и презервативов и даже против сексуального воспитания в школе. Но есть и другой подход. Медики, например, считают, что все средства хороши, в том числе и бесплатные шприцы, лишь бы человек был жив.

Над вакциной работают лучшие умы

— Если бы ученые создали вакцину от СПИДа, то сразу исчезло бы множество проблем, о которых сегодня спорит международная общественность. Уже не одно десятилетие специалисты разных стран бьются над созданием этого препарата, почему он до сих пор не изобретен?

— Правильный вопрос, но ответить на него довольно трудно. Действительно, над вакциной работают ученые разных стран с начала 80-х годов прошлого века. За это время создано много лекарств от СПИДа, которые  подавляют действие ферментов вируса. Сегодня больные этим заболеванием, принимающие соответствующие препараты, живут десятилетиями, тогда как раньше очень быстро умирали.

Почему все-таки до сих пор нет вакцины? На это могу сказать, что сегодня нет вакцин и от многих других болезней, которые давно известны человечеству, таких, например, как малярия. Создать вакцину против хронических заболеваний,  которые долго развиваются, имеют вялотекущий характер, чрезвычайно трудно. Что касается вируса СПИДа, то он очень интегративен. Он интегрируется, встраивается в ДНК человека и как бы исчезает. Становится невидимым. До этих мест — резервуаров, где вирус сидит, — мы еще не научились добираться.

Мы занимаемся разработкой вакцин новых поколений: генно-инженерными вакцинами, ДНК-вакцинами, то есть мы сделали все, чтобы обеспечить открытие нового препарата. В мире ежегодно тратится почти миллиард долларов на разработку вакцины против СПИДа, лучшие умы — биологи и вирусологи —  привлечены к этой работе, но пока никак не удается ее получить.

Российский вирус отличается от американского

— Недавно, выступая перед учеными, премьер-министр Владимир Путин заявил, что наука должна сосредоточиться на нескольких основных направлениях, а не распылять средства. Разработка вакцины против СПИДа относится к таковым?

— Определено шесть основных направлений, одно из них — биотехнологии, которые включают в том числе и разработку вакцин. Поэтому мы находимся в числе озвученных основных направлений.

За прошедшие годы сделано немало открытий. Мы установили, например, что наиболее заразительная фаза приходится на первые дни после заражения вирусом. А тесты, которые сегодня применяются в системе здравоохранения, на этом начальном этапе вирус обнаружить не могут. То есть человек может заражать других, а анализы у него — отрицательные. Выходит, надо менять принципы диагностики… Мы открыли, что российский вирус СПИДа отличается от американского по генетическому коду. Вирус, который поражает россиян, относится к субтипу А. Американский — к субтипу В, а индийский — к субтипу С. То есть наша вакцина должна отличаться от американской. Мы идем в ногу с мировой наукой. Держим руку на пульсе. И если вакцина будет открыта не нами, а нашими коллегами, мы это открытие сразу подхватим.

↑ Наверх