Газета выходит с октября 1917 года Thursday 9 мая 2024

Рыдает маленькая марионетка...

В мае в нашей газете был опубликован материал о плачевном состоянии могил ветеранов сцены на Серафимовском кладбище. Многие читатели откликнулись на эту статью негодованием в адрес чиновников. Но один читатель «Вечёрки» не удовольствовался рассуждениями в Интернете, а просто взял и сделал сам: ...

В мае в нашей газете был опубликован материал о плачевном состоянии могил ветеранов сцены на Серафимовском кладбище. На сайте газеты возникла переписка, многие читатели откликнулись на эту статью негодованием в адрес чиновников. Но один читатель «Вечёрки» не удовольствовался рассуждениями в Интернете о том, что и кому надо сделать, а просто взял и сделал сам: смог найти возможности для приведения могил артистов в порядок. Мы встретились с народным артистом России, директором театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова Рудольфом Фурмановым и поговорили с ним о его благотворительной деятельности.

 

 


«Я очень благодарен «Вечёрке»

— Рудольф Давыдович, расскажите, как вам попалась на глаза статья в «Вечернем Петербурге».

— Я очень благодарен «Вечёрке» за то, что вы опубликовали материал о заброшенных могилах ветеранов петербургской сцены на Серафимовском кладбище. Прочитал эту статью в тот день, когда Благотворительный фонд поддержки деятелей искусств «Артист», год назад учрежденный Марией Андреевной Мироновой, дочерью народного артиста России Андрея Миронова, чье имя носит наш театр, и Евгением Мироновым, дал мне право быть его уполномоченным по Петербургу. Я уже знал, сколько сил и времени Маша Миронова отдает благотворительности, просто она это не афиширует. Попросил Евгения Миронова и Марию Миронову прислать мне устав фонда и, к своей радости, нашел пункт про обновление и реставрацию могил умерших артистов театральной России. Так что моей первой задачей в деятельности фонда «Артист» стало приведение в порядок могил наших ветеранов сцены. Не надо ничего глобального, не надо строить небоскреб, давайте для начала сделаем что-нибудь человеческое — поможем больному ребенку, уберем заброшенную могилу, купим лекарство конкретному человеку. Быстро отправил все материалы в Москву, и сразу, без всяких обычных проволочек, буквально через день начались работы. Приехал куратор фонда по Петербургу, собрали волонтеров и разгребли грязь вокруг могил, вынесли мусор, убрали валежник, теперь там наведен порядок. Видите, как можно все быстро сделать, а пойди мы каким-нибудь официальным путем, все долго бы чесались да спрашивали: «Да-да, ужас-ужас, а кто оплатит работы?» Вид, конечно, сейчас там печальный, большинство раковинок пустые, даже без имен, не то что без памятных цветочков. А ведь со времени первой статьи о положении дел с захоронениями ветеранов сцены прошла уйма времени! Нонсенс! А какие были правильные, красивые ответы! В дальнейшем мы откроем там общий памятник, и на памятнике будут фамилии всех похороненных актеров — фонд «Артист» собирает на это деньги.

«Любовь к отеческим гробам»

— А что, удалось установить фамилии тех, кто там захоронен?

— Да, мы общались с архивом Серафимовского кладбища и музеем Мариинского театра. К сентябрю все на кладбище должно быть доделано. Это были замечательные актеры, многих из них я знал, видел на сцене. А ведь всю эту работу мог сделать и Союз театральных деятелей или директор Дома ветеранов сцены, могли бы обратиться к студентам театральной академии. Без пафоса — приехать и убрать и сделать из этого правило — ухаживать за могилами своих предшественников. У меня это болит, потому что, если мы будем помнить о тех, кто был в театральной культуре до нас, нам будет легче, мы тогда выживем в наше непростое время.

Есть слова о том, что в России всегда любят отеческие гробы, и для меня эта «любовь к отеческим гробам» — не пустой звук. Я, когда навещаю Вадима Медведева на Большеохтинском кладбище, вижу, как зарастает сорной травой памятник Евгению Деммени, а там пронзительный памятник — на камне в неизбывном горе, упав ничком и раскинув ручки, рыдает маленькая марионетка. Когда смотришь на нее — сердце сжимается. И ни одного цветочка. И сам памятник уже покосился. А ведь в городе живет и здравствует театр имени Деммени.

А как еще несколько лет назад была заброшена могила актера БДТ Виталия Полицеймако — на том же Большеохтинском! Может быть, сейчас, конечно, дело изменилось. Театры, которым эти деятели искусств отдали свои жизни, должны же проявлять хоть какой-то интерес. Или у них нет такой статьи в их бюджете? Но, может быть, у других есть? Я никого не осуждаю, упаси бог. Но ведь лучше помочь ребенку, убрать чью-то могилу, чем напоказ скакать на очередном фестивале, скупать яйца Фаберже или отделывать платиной ночной горшок на яхте. Начать с себя — не перекладывать на других. Мой сын, кинорежиссер Влад Фурман, однажды в присутствии Нателы Александровны Товстоноговой сказал мне: «Папа, ты просто художественный руководитель самодеятельности Новодевичьего кладбища». Натела Александровна расхохоталась, но я к таким вещам, к памяти отношусь очень серьезно.

 

Многие могилы теперь, к сожалению, безымянны, но фамилии всех похороненных актеров будут начертаны на новом, общем для всех памятнике.


«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

— Расскажите о деятельности фонда «Артист» в Петербурге.

— Через две недели после того, как стал уполномоченным фонда, я пришел в наш петербургский СТД, и Лариса Романовна Новикова помогла мне определиться, кому надо помогать. Не буду говорить, кто из известных артистов чем болен, это сугубо частное дело, но мы составили список стареющих, больных людей, которым нужна помощь. Сейчас мы ищем аптеку, которая будет по сертификату снабжать этих людей лекарствами.

— А имеют ли значение степень известности актеров, которым будет оказываться помощь, и их заслуги?

— Нет! Никогда! Не имеют. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Народный, заслуженный, без звания — все это не важно, главное, что это — артист, который находится в плохом состоянии, как, например, Инна Александровна Слободская, которая не может выходить на сцену. В ноябре прошлого года наш театр провел благотворительный спектакль Валентина Гафта по его инициативе, собрали 300 000 рублей и помогли нашим артистам, которые мало зарабатывают. Гафт — один из тех людей, которые помогают мне в благотворительной деятельности. Сейчас по инициативе Валентины Матвиенко делается сквер имени Георгия Александровича Товстоногова к его 95-летнему юбилею. И я надеюсь, что художественный руководитель БДТ им. Товстоногова Темур Чхеидзе на большой сцене театра поставит все-таки праздничный вечер памяти Товстоногова. Мне бы хотелось, чтобы Темур Нодарович как можно больше сохранял память и традиции Товстоногова в его театре. Это все к нашему разговору на тему о том, как важна память. Вот Светлана Николаевна Крючкова совершила поступок: в своем юбилейном концерте она огромную часть посвятила памяти Георгия Александровича, спела песни из его спектаклей, а утром все цветы, которые ей были вручены, она отвезла на могилу Товстоногова. Это любовь, которая, как и память, может многое.

 


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх