Шаляпин вернулся домой
Третий ремонт пережил музей, на сей раз он длился почти два года. Около 25 млн. рублей из городского бюджета было потрачено, чтобы квартира вновь распахнула свои двери и удивила нас подлинностью. В огромную шаляпинскую квартиру теперь вновь приходят посетители, в концертном зале будут читать лекции о Шаляпине, опере, будут петь молодые голоса Петербургской консерватории.
Третий ремонт пережил музей, на сей раз он длился почти два года. Около 25 млн. рублей из городского бюджета было потрачено, чтобы квартира вновь распахнула свои двери и удивила нас подлинностью.
В прихожей внушительных размеров — пальто хозяина и шуба-татарка. Вещи — практически те самые, что помнят Шаляпина, покинувшего этот свой последний дом в России в 1922 году. Квартира сохранялась благодаря Исаю Дворищину — другу и секретарю Шаляпина, певцу Мариинского театра.
Потом квартира, естественно, стала коммуналкой. Умер хранитель в блокаду, в 42-м. Ленинградцы, беспокоясь о судьбе шаляпинского наследия, написали письмо в Ленгорисполком, какие-то вещи заколотили в будуаре, какие-то — полумертвые сотрудники Музея музыкального и театрального искусства на саночках перевезли в свои помещения.
Музей решили создавать в 1969-м — тогда, в «оттепель», это было можно, в 75-м — открыли. С тех пор музей пережил три ремонта, но, как говорит Роза Садыхова — заведующая экспозиционным сектором Музея театрального и музыкального искусства, — экспозиция только прибавлялась, расширялась.
В подлинности умывальника, занявшего свое место в будуаре, не приходится сомневаться — тот самый, шаляпинский. Откуда? Не раскрыли тайны, сказав, что приходят до сих пор — через коллекционеров, через музейный поиск подлинные вещи.
Ощущение подлинности в Музее-квартире Шаляпина потрясающее. Кажется, что хозяин лишь ненадолго вышел.
Кстати, как рассказала Татьяна Васильевна Власова — главный хранитель музея, сейчас в городской закупочной комиссии ожидает еще один уникальный экспонат — роскошный, шитый золотом бухарский халат с автографами (двумя!) самого Шаляпина на подкладке.
Шаляпину дарили оружие — в столовой над тахтой на ковре висят эти клинки, пики, рапиры. Он выходил с этим настоящим оружием на сцену. Если Кончак — то с настоящей саблей, Дон Кихот — с настоящей шпагой.
Здесь же, в столовой, — единственная подлинная, а не аналогичная люстра льет мягкий свет на стол, за которым собирались за обильным ужином семья и друзья. Тульский самовар — Шаляпин любил чай с горячими баранками. Графинчики под водочку (хорошо идет с обожаемыми певцом пельменями), хотя хозяин еще очень ценил хороший коньяк и французские тонкие вина…
Подлинность, подлинность, доходящая до мистики. Вот на стене в малой гостиной перед будуаром — портрет Шаляпина, который позировал Александру Яковлеву обнаженным: прекрасная атлетическая фигура, одухотворенное лицо. Портрет двойной, вдали — обнаженная мужская фигура уходит, опираясь на… копье? посох? «Как будто бы художник, закончив работу в январе 1917 года, предсказал странническую судьбу Шаляпина после революции», — рассказывает хранительница Любовь Марченко. И что касается мистики — этот портрет хранился в Москве, в первой семье Шаляпина. И в день смерти певца портрет треснул. Эту трещину даже после тщательной реставрации можно увидеть.
Подлинный умывальник Шаляпина.
Подлинные печи, камин с бюстом Пушкина — Шаляпин чтил поэта и везде возил с собой бюсты или статуэтки…
В огромную шаляпинскую квартиру теперь вновь приходят посетители, в концертном зале будут читать лекции о Шаляпине, опере, будут петь молодые голоса Петербургской консерватории.
Галина АРТЕМЕНКО
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Музейное дело Музыка
Важно: Правила перепоста материалов