Таблетки прокуратуры не боятся
В течение всего года российский фармацевтический рынок напоминал поле битвы, на котором, с одной стороны, неудержимо растущие цены опустошали кошельки граждан, а с другой — руководство Министерства здравсоцразвития и другие властные структуры пытались эти цены обуздать. Вот хроника «боевых действий».
Начало прошлого года запомнилось многим горожанам резким взлетом цен на лекарственные препараты. В течение всего 2009 года журналисты «ВП» регулярно устраивали рейды по аптекам и информировали читателей о том, что происходит с ценами. Ситуацию на страницах газеты комментировали эксперты, предлагавшие пути решения проблемы непрерывного подорожания лекарств. В течение всего года российский фармацевтический рынок напоминал поле битвы, на котором, с одной стороны, неудержимо растущие цены опустошали кошельки граждан, а с другой — руководство Министерства здравсоцразвития и другие властные структуры пытались эти цены обуздать. Вот хроника «боевых действий».
Февраль. Кризис подстегнул цены на лекарства, они резко пошли вверх (смотрите таблицу).
Март. В правительстве Санкт-Петербурга подготовлен документ о снижении с 25 до 20% предельно допустимой надбавки на 50 жизненно важных препаратов в розничной продаже. Его подписали 600 петербургских аптек и аптечных сетей. В этом документе они обязались снизить наценку и не повышать ее до конца года.
Конец марта. Президент России обязал губернаторов следить за ценами на лекарства. «Задача губернаторов — разобраться с тем, чтобы те надбавки, которые они (аптеки и оптовые фирмы-поставщики) используют и по импортным, и по нашим препаратам, находились в каких-то разумных рамках. Если они этого не сделают, будут разбираться правоохранительные органы».
Апрель. Цены продолжали расти. Наша газета проследила путь препарата — сульфат магния, который выпускает одна из петербургских фармацевтических фирм, — от ворот производителя до аптечного прилавка. И вот что выяснилось. Оптовым фирмам-посредникам этот препарат производитель отпускал по цене всего 3 рубля 36 копеек. В аптеке на Московском проспекте он стоил 15 рублей. Аптечная надбавка по закону должна составлять 25 процентов. Если вычесть эту наценку из стоимости лекарства, то получится, что, пока магния сульфат дошел от производителя до потребителя, его цена выросла на... 235 процентов. Кто накрутил цену — аптека или поставщики, — так и осталось загадкой. Кстати, сегодня этот препарат, например в аптеке в Купчине, стоит уже 21 рубль.
Июнь. По официальным данным, цены на лекарства выросли за полгода на 18,3%. «Значительно больше, чем на другие товары и услуги», — отметил на заседании кабинета министров Владимир Путин.
Июль. Городская прокуратура начала масштабные проверки аптек и оптовых фирм-поставщиков. Управление Роспотребнадзора по Петербургу совместно с городским комитетом по здравоохранению открыло горячую линию, на которую горожане могли сообщить об отсутствии в аптеках жизненно необходимых лекарств или о завышении цен на них. Горячая линия действовала до конца августа.
Август. Правительство РФ готовит законопроект «Об обращении лекарственных средств», который предусматривает госрегулирование цен на жизненно важные лекарства.
Сентябрь. По результатам прокурорских проверок выявлено, что в некоторых аптечных сетях цены на лекарства необоснованно завышены. В числе штрафников — аптечные сети: ЗАО «Фарммедсервис», ООО «РЦСЗ Ленмединформ», ОАО «Петербургские аптеки», ЗАО «Империя Фарма». Эти фирмы привлечены к административной ответственности.
Октябрь. В городе начался эпидемический подъем заболеваемости сезонным и свиным гриппом. Одновременно с этим исчезли из аптек противовирусные препараты. В тех аптеках, где эти средства появляются, цены на них зашкаливают.
Ноябрь. Министерство здравсоцразвития представило список жизненно важных лекарств, состоящий из 495 наименований. Все лекарства из этого списка с нового года пройдут государственную регистрацию цены в соответствии с новым Законом «Об обращении лекарственных средств», что сделает механизм образования отпускных цен на лекарства более прозрачным.
Декабрь. Роспотребнадзор опубликовал документ, где указал цены, по которым должны продаваться противовирусные препараты. Журналисты «ВП» выяснили, что в большинстве городских аптек цены на эти лекарства значительно выше рекомендованных.
Конец декабря. За несколько дней до Нового года журналисты «ВП» вновь совершили рейд по городским аптекам и с прискорбием констатировали: несмотря на приказы властей и прокурорские проверки, цены на лекарства продолжают расти.
Как видим, цены на лекарства выросли за год более чем в полтора раза. Причем никакие устрашающие меры на участников фармацевтического рынка не действовали. Остается надеяться, что новый закон, который вступил в силу с 2010 года, изменит ситуацию коренным образом.
Приводим таблицу, которая показывает, как менялись в течение года цены в одной из аптек крупной сети в Купчине. Аналогичная картина наблюдалась во всех без исключения городских аптеках.
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА