Тамара Новиченко: Аня должна вернуться!
26 марта на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории будут чествовать выдающегося вокального педагога, профессора, заслуженную артистку России Тамару Новиченко. В этот вечер ее поздравят народные артисты России Павел Егоров и Сергей Ролдугин, Ирина Богачева и Ольга Кондина, Юрий Марусин и Сергей Алексашкин.
26 марта на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории будут чествовать выдающегося вокального педагога, профессора, заслуженную артистку России Тамару Новиченко. В этот вечер ее поздравят народные артисты России Павел Егоров и Сергей Ролдугин, Ирина Богачева и Ольга Кондина, Юрий Марусин и Сергей Алексашкин. Среди учеников Тамары Новиченко — Елена Миртова и Татьяна Павловская, Елена Устинова и Ирина Матаева, Вероника Джиоева и Марина Шагуч.
Самая знаменитая воспитанница Тамары Новиченко — оперная дива Анна Нетребко — тоже поздравит своего педагога в юбилейный вечер после своего сольного выступления в Большом зале Филармонии.
Только труд всему виной
— Тамара Дмитриевна, как проходит подготовка к юбилейному концерту?
— Для меня вообще организация юбилейного концерта стала неожиданностью: везде портреты, так много участников концерта, так все помпезно! Я не хотела такого ажиотажа. 23 марта у меня день рождения, но до 25-го я дома ничего справлять не буду. Сил на все не хватит! А потом уже все, кто захочет, придут ко мне в гости. И студенты придут, они любят бывать у меня дома. Они, правда, и так могут прийти ко мне в любой момент…
А юбилейный концерт — это очень дорогой подарок от Консерватории. Нетребко поет сольный концерт в Москве 24 марта, 26-го приезжает на сольный концерт в Петербург и после него приедет к нам, в Консерваторию. Мы начинаем в 20 часов как раз из-за Ани.
— В чем секрет вашего успешного мастерства, такого звездного преподавания?
— Так рискованно об этом говорить, о себе вообще говорить было бы слишком нескромно. Я работаю и работаю. Только труд всему виной… От студентов требуются способности и желание чего-то добиваться в жизни, они должны быть активными и целеустремленными. Какой бы ни был талантливый человек, если он не умеет трудиться, то из него ничего не выйдет. Чтобы получить результат, надо работать день и ночь. Не петь день и ночь, а думать! Думать и учить! Долго вокалистам петь просто нельзя, прошел час — и все! Голос — очень тонкий инструмент, это не рояль, на котором можно барабанить сколько угодно. Перед глазами у вокалистов всегда должны быть ноты…
— Вам не кажется, что приезжие студенты гораздо трудолюбивее наших, петербургских? Та же Аня Нетребко — из Краснодара…
— Я бы не сказала. Это слухи. Приезжие просто меньше видели и хотят в Петербурге восполнить все пробелы. А наши уже все знают, они более спокойно работают, они не рвутся в театр или музей, потому что уже неоднократно там были.
Иногда хочется и выругаться
— А в чем же заключается мастерство педагога?
— Работа — это наша сладкая каторга, без нее мы жить не можем. Мы ведь сами певцы, знаем, из чего складывается belcanto. Мы должны понимать, какими словами, каким путем надо объяснить, как достичь идеального голосоведения. От педагога зависит 70% будущего успеха ученика. Но и образование, общее развитие студента всегда помогает. Сложность состоит еще и в том, что вокалист никогда не придет к идеалу, он не услышит себя со стороны, его восприятие собственного голоса совершенно другое! Педагог — как рулевой. Весь процесс обучения — длительный, медлительный. Это — адский труд.
— А бывало такое, что характерами не сходились с учеником?
— Со мною такого не было. Надо быть гибкой! К нам же приходят с раскрытыми глазами, готовыми на все, лишь бы учили! Конечно, характеры у всех разные, но надо находить нужные слова, нужные выражения, которые подойдут именно этому студенту, а не другому. Бывают такие нервные студенты, что им требуется совсем индивидуальный подход. Иногда хочется и выругаться — но этого делать нельзя, успокаиваешь сам себя. Педагог должен быть очень спокойным и терпеливым, какие бы ни были результаты.
Дисциплина во всем — это единственное кредо
— Одну из ваших самых известных учениц, Анну Нетребко, нередко сравнивают с Марией Каллас, чье кредо было «я работаю — следовательно, я существую». Какое кредо вы воспитываете в своих учениках и с каким кредо живете сами?
— Дисциплина во всем — это единственное кредо. Если встаешь в 7 утра, значит, надо и в выходные вставать в 7 утра. Рефлекс должен выработаться! Каллас начала петь рано, в 16 лет, и, когда мы слушаем ее сейчас, мы находим отрицательные моменты, минусы, хотя комплекс ее данных просто уникальный! Аня тоже очень талантлива и очень трудолюбива, она самозабвенно предана вокалу. Она до сих пор учится и посещает мастер-классы! И это правильно, ведь нашей работе нет конца. Мы очень надеемся, что Аня когда-нибудь вернется и начнет преподавать в Консерватории, когда устанет петь...
— Она же взяла австрийское гражданство!
— Так у нее двойное. Я считаю, что она должна со временем к нам вернуться.
— Тамара Дмитриевна, а у вас были какие-то предчувствия поначалу, что Анна станет действительно знаменитой певицей?
— (Смеется.) Когда студенты начинают — все одинаковые. Все такие… кролики, что не знаешь, за что и взяться! Но Аня была с самого начала очень волевая, музыкальная, очень хорошенькая внешне, хотя были и недостатки: мало выразительности. Уже к 4-му курсу она получила первую премию на Конкурсе имени Глинки. Раз она за такое короткое время сделала такие колоссальные шаги — это признак большого таланта!
Тамара Дмитриевна, пожалуйста! Придите нас послушать!
— Чем вы заняты вне работы?
— Когда иду домой из Консерватории, я пытаюсь не думать о своих учениках. Нельзя о них всегда думать! У меня есть внук, летом начинается дача. Я хоть сажаю мало, но есть огурцы, петрушка, укроп, цветы, конечно. Полтора месяца провожу на даче, купаюсь в реке. А в течение года хожу на концерты, тем более что об этом постоянно просят мои бывшие студенты: «Тамара Дмитриевна, пожалуйста! Придите нас послушать!» Конечно, я иду. Езжу на мастер-классы в Красноярск, в Саратов, в свободное время читаю Достоевского, я вообще без конца могу его читать — ну и газеты, конечно, читаю.
— В жизни каждого человека, и вокалист не исключение, бывают минуты отчаяния, когда кажется, что все плохо. Какие слова находите в таких случаях?
— Такие состояния внезапно не сваливаются, поэтому их нужно «убирать» заранее. А внезапная депрессия — это криминал. Такого допускать нельзя! Я строгий педагог! Я не буду кричать, но буду призывать к сознательности. Чтобы ученики росли, надо их держать в ежовых рукавицах!
Беседовала Антонина РОСТОВСКАЯ
Досье
Заслуженная артистка России Тамара Дмитриевна Новиченко после окончания Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова работала солисткой Академического театра оперы и балета имени И. Франко во Львове — пела ведущие партии лирико-колоратурного репертуара. C 1972 года по настоящее время Новиченко — преподаватель кафедры сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, в 1992 году ей присвоено ученое звание профессора. Ежегодно она дает мастер-классы в разных городах России и за рубежом.
Метки: Интервью Искусство Музыка Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов