ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ: Теория и практика
Почему ребята, отправившиеся в лицеи получать профессию, порой остаются без производственной практики?
Почему ребята, отправившиеся в лицеи получать профессию, порой остаются без производственной практики?
Обучение азам профессии нередко дискредитирует в глазах подростков всю систему профессионального образования. Зато быстро знакомит их с особенностями российской системы организации труда.
«Профессиональный лицей № 42 — старейшее учебное заведение Санкт-Петербурга. Ведет свою историю от воскресной школы, созданной для детей рабочих Путиловского завода по инициативе его хозяина в 1868 году. Все годы с начала основания готовит рабочих для базового предприятия. Однако со времен Путилова лицей преобразился в образовательное учреждение современного типа. В учебном процессе широко применяются электронные методы обучения. Учащиеся бесплатно посещают спортивный и тренажерный залы.
В лицее работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, теннису». Это строки из рекламы лицея. И в общем-то, они соответствуют действительности. Кроме одного — того, что касается непосредственно получаемой профессии.
Навыки профессии без практики не приобрести.
Лежа дома на диване
В редакцию позвонила встревоженная мама одного из учеников выпускного курса «кировского» лицея и рассказала странную историю. Оказывается, три дня в неделю ее сын аккуратно ходит на занятия, а два дня — пребывает дома. Валяется на диване, смотрит телевизор, сидит в Интернете. На вопросы матери отвечает, что это у них практика такая.
Дело в том, что Сергей С. — ученик 3-го курса лицея № 42 по специальности «оператор ЭВМ». Профессия, можно сказать, элитная, востребованная. А потому среди горожан, только начинающих трудовую жизнь, весьма популярная. И до начала нового учебного года претензий к качеству обучения наши собеседники не имели. Но последний курс предполагает, что выпускник должен отработать полученные знания на практике. То есть на реальном рабочем месте, у настоящего работодателя.
Однако, как объяснил сын удивленной маме, ни о какой отработке в их группе речь не идет. Практику им никто не организовал, никаких учебно-производственных мест не предложил. Вот и приходится осваивать навыки ничегонеделания в домашних условиях. Ну а если лицеисты все же хотят учиться работать в реальных условиях — искать рабочее место должны… они сами или их родители. У Сергея такой возможности нет, у его мамы — тоже. Что же делать?
Все в ажуре
Вопрос Сергея и его мамы мы адресовали руководству лицея. В частности, заместителю директора по учебно-производственной работе Марине Добряковой. Чему та сильно удивилась. Призвав на помощь пару мастеров производственного обучения, она вместе с коллегами подробно рассказала, как хорошо у них в лицее организовано все по части практики.
Все практиканты обеспечены рабочими местами. За этим строго следят мастера каждой из групп. Ученики старше 18 лет работают полный день — 8 часов, несовершеннолетние — сокращенный, как и положено по Трудовому кодексу. Все получают зарплату. Ну а если кого условия практики, предложенные лицеем, не устраивают, он или его родители вправе найти место сами.
Однако даже в этом случае ученик лицея и работодатель не остаются один на один. В организацию, согласившуюся принять практиканта, наносит визит мастер производственного обучения. Он заключает с работодателем договор, выясняет условия труда, проверяет их безопасность и соответствие нормам Трудового кодекса. На этом контроль не прекращается. Раз в две-три недели мастер обязательно посещает места работы учеников и проверяет, все ли нормально.
По словам мастеров, предприятий, которые сейчас принимают на практику выпускников лицея, «очень много». Причем все берут ребят именно по тому профилю, по какому они учатся в лицее.
Кто лукавит?
Естественно, после такого рассказа мы немедленно связались с мамой Сергея. Интересно было выяснить, кто же кого обманывает. То ли сын не стесняется врать матери, то ли наши собеседники в лицее, мягко говоря, вешают журналистам лапшу на уши.
Как оказалось, в лицее нам рассказали не все. Ребятам из обеих групп операторов ЭВМ действительно предлагали рабочие места. Но с большими нарушениями. В частности, рабочий день — по 8 часов, несмотря на то, что большинство из них несовершеннолетние. Да еще и без оплаты. Сами рабочие места зачастую с их специальностью были совершенно не связаны. Например, в военкомате.
В общем, посчитали одногруппники, — дискриминация налицо. Ведь ученикам других специальностей учебно-рабочие места предлагали на Кировском заводе, причем со 100-процентной оплатой труда. За что же операторам ЭВМ такая немилость?
Как надо
Мы, конечно, помним, что в лихие 90-е учеба в лицеях и особенно организация практики выглядели именно так, как описал Сергей своим родным. Учебные заведения не могли — а нередко и не хотели — заниматься нудным и трудным процессом поиска учебных рабочих мест и делали вид, что это их совершенно не касается. Однако с тех пор многое изменилось. И в том числе — в законодательстве. Сейчас уже ни одно учебное заведение не имеет права манкировать своими обязанностями по организации производственной практики. Если нет собственной производственной базы, лицей обязан найти «чужую» и даже заплатить организациям, которые соглашаются принять на работу учеников.
Эти обязанности закреплены приказом министра образования (от 26 ноября 2009 года), который утвердил новую редакцию Положения об учебной и производственной практике в системе начального профессионального образования.
«Правильная» практика означает, что ученики должны быть зачислены на вакантные должности, должны получать зарплату. Работодатель, согласившийся взять ученика, обязан согласовать с лицеем объекты практики, ее программу и планируемые результаты. Ученики и работодатели обязаны соблюдать Трудовой кодекс — в том числе в части государственного социального страхования.
Результаты практики должны оцениваться совместно учебным заведением и работодателем. Чаще всего — в виде выпускной практической квалификационной работы по профессии.
Согласитесь, это отличается даже от того идеального — и не совсем соответствующего действительности — варианта, который расписали мне ответственные за организацию практики лицейские работники.
Судя по всему, лицей № 42 — далеко не исключение. И хотя с организацией практики у нашего конкретного героя после вмешательства прессы скорее всего все наладится, его история заставляет задуматься о многом. В том числе о том, что дела у нас пока крайне далеки от громких деклараций.
В последние годы нам все уши прожужжали, рассказывая про то, что не стоит отдавать детей в вузы и плодить безработных — мол, пусть лучше получают профессии в системе начального и среднего профессионального образования. На деле же оказывается, что получение профессии связано с немалыми — и тоже чисто профессиональными — трудностями. Неужто и дальше будем жить по советскому анекдоту — делать вид, что мы работаем и что нам платят?
Фото Натальи ЧАЙКИ
Молодым
Специально для молодежи — а к ней город относит лиц в возрасте от 14 до 29 лет — в Петербурге открыт Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству молодежи «Выбор».
С июня по октябрь каждого года здесь можно самостоятельно или с помощью специалистов исследовать рынок труда, получить для себя ответы на вопросы о трудовой деятельности.
В «Выборе» готовы предоставить бесплатную консультацию психолога-профконсультанта, информацию об учебных заведениях города и области, о подростковых клубах, учреждениях досуга, общественных организациях и органах государственной власти, реализующих государственную молодежную политику в Санкт-Петербурге.
Помимо центров занятости молодым стоит иметь в виду при поиске работы Городскую студенческую биржу труда и обучения (Б. Морская ул., 18, тел. 315-13-56. Ее сайт WWW.EMBIT.RU. Помимо трудоустройства выпускников биржа содействует временной занятости студентов.