Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Умеют учить, умеют считать

Школа под номером 619 одна из первых в городе и стране перейдет в статус автономного. Увиденное и услышанное — не разочаровало. (Окончание)

(Окончание. Начало в номере «ВП» за 14 июля)

Бюджет школы — порядка 60 миллионов рублей в год, примерно 2 миллиона у. е. Этих денег, по мысли финансистов, школе должно хватать на все. И на содержание огромного здания площадью 17,3 тысячи квадратных метров, и на пришкольную территорию в 2,5 га, и на организацию обучения 930 учеников... Но их, увы, недостает — и никогда не будет хватать. И не только потому, что нормативов для содержания таких зданий в системе образования пока нет. Просто школа № 619 в рамки, отведенные ей только нормативами, не укладывается и «ужиматься» не собирается.

Одна из немногих в городе, эта школа изначально развивается как «школа полного дня». Нет-нет, это не продленка, которая сейчас есть почти везде. Просто здесь решили сполна использовать концепцию непрерывного насыщенного образования — в том числе дополнительного. После уроков ребята могут посещать десятки кружков, курсов, секций... Здесь интересно и малышам, и подросткам, и старшеклассникам... В общем, с 9 до 19 жизнь здесь кипит. Но на это, увы, тоже нужны деньги. И выбор здесь один: или отказываться от задуманного — или учиться зарабатывать самим.

Думаю, вы понимаете, какой выбор сделал педагогический коллектив. В планах — получать от образовательных услуг как минимум почти столько же, сколько за счет бюджета. И здесь научились зарабатывать, причем уже давно. На чем? На том, что делают бесплатное образование платным?

— Ни в коем случае, — рассказывают мне педагоги. Причем из их уст то и дело звучит «неприличное» в наши дни одобрение многих новаций, которые, как считается, с ходу отвергаются педагогическим сообществом.

Ну например:

  •  слава богу, что наконец-то ужесточены требования к квалификации педагога;
  •  слава богу, что есть подушевое финансирование и родители голосуют за качественное обучение «ногами»;
  •  слава богу, что государство наконец-то установило четкие образовательные стандарты и научилось грамотно ставить вопрос: я тебе даю деньги — что ты даешь взамен?


— О планах российского правительства перевести школы на автономию известно уже пять лет, это никак не информация текущего дня. Комитет по образованию Петербурга уже давно разработал целый пакет материалов для перевода школ в новый режим. У нас это стоит в программе развития на пять лет вперед, принятой еще в 2008-м. Откуда нагнетание страстей? Думаю, паника там, где не позаботились об информации. Но кто мешает начинать изучать вопрос хотя бы сейчас?


Ирина Байкова не боится стать пионером автономного «плавания».


Эта мысль звучала во время бесед с педагогами и руководством 619-й неоднократно. Но для меня все  равно было непонятно: как, почему люди здесь не сопротивляются не очень однозначным — во всяком случае для широкой публики — переменам?

— Мы начали два года назад с трудового коллектива, — терпеливо разъясняет мне Ирина Байкова. — В 2008-м администрация школы поняла, что мы готовы к переходу в режим автономного учреждения. Рассказали о своих планах на попечительском совете, создали программу на пять лет, разместили ее на сайте, обсудили с педагогами, согласовали с учредителем... Выяснили, что волнует людей в первую очередь — в частности, социальное обеспечение, — постарались все разузнать заранее. Сделали специальный запрос в Пенсионный фонд, получили официальное письмо: выслуга, госгарантии — все остается по-прежнему. Ну а дальше — процесс пошел. Это ведь дело не одного дня. Еще предстоит все имущество провести через КУГИ, все зафиксировать и оценить... В процессе участвуют пять комитетов правительства города! А сам переход будет оформлен решением правительства Петербурга.

— В общем, и юридически, и экономически все должно быть сделано без ошибок, — продолжает моя собеседница. — Бюджет на три года нам оставляют прежний — это уже гарантировано в рамках будущего госзаказа. И естественно, образовательный стандарт все наши ученики — их сейчас 850 при плановой вместимости 825 — будут получать совершенно гарантированно и бесплатно. Ну а зарабатывать мы будем — как и сейчас — на дополнительных услугах для воспитанников, учеников, населения
микрорайона.

Пока каких-то грандиозных финансовых планов в 619-й не строят. Здесь разработали три сценария развития на пять лет вперед — антикризисный, оптимальный и расширенный. Они обозначены в программе развития школы до 2013 года — уже четвертой за ее недолгую жизнь. Пятилетку же здесь в три-четыре года выполнять не собираются: всему свое время. Применять сценарии рассчитывают в зависимости от внешних условий: будет кризис или нет, пойдут внебюджетные средства потоком или тоненьким ручейком... Программа-минимум — развитие уже имеющихся двенадцати проектов и 2 миллиона бюджетных у. е. в год, как сейчас. Программа-максимум — еще два десятка проектов и 3,5 миллиона тех же условных единиц к 2013 году.


Часть из этих экспонатов принесли дети: окаменелости, птичьи гнезда, змеиную кожу...


Любая работа в рамках образовательных стандартов в школе была и будет абсолютно бесплатной. А это как минимум 5 — 7 часов в день обычных школьных уроков.
Бесплатными здесь будут программы дополнительного образования, которые есть и сейчас — все, кстати, лицензированы еще в 2009 году. С их списком — весьма длинным — может ознакомиться  любой желающий. Добавление — уже платное, в виде английского в диалоге, фехтования, бального танца и тхэквондо, добавочных уроков плавания (вдобавок к бесплатному дополнительному часу для каждого ученика) и всего, что только пожелают оплатить родители.


Буфет и кухня: все для детского желудка. Вкусно и недорого.


Разумеется, все сферы деятельности, доход от которых потечет в копилку школы, перечислить невозможно. Однако в результатах — как финансовых, так и нематериальных — будут заинтересованы и ученики, и учителя. Через пять лет по качеству образования и всей школьной жизни здесь собираются стать вровень с лучшими школами Европы!

А почему бы и нет? В конце концов, из мелочной бюджетной опеки коллектив этой школы вырос давным-давно. Потому-то и ждут здесь автономии как естественного этапа в своем развитии. И, представьте себе, ничего не боятся.


Из кодекса деловой этики работника школы № 619

 Работник школы не может быть таковым при отсутствии учеников, именно ученики обеспечивают существование работника школы, а не наоборот.
 Принцип «ненанесения ущерба» учащемуся: процесс и результаты работы не должны наносить учащемуся психический или физический вред.
 Принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к учащемуся... какое бы субъективное впечатление учащийся ни производил...
 Принцип личного примера не допускает предъявления ученику требований, которым сам работник не отвечает.
 Удаление учащегося из класса во время занятия крайне нежелательно и рассматривается как неисполнение своих обязанностей по отношению к нему...
 Деловая этика работника школы учитывается администрацией при определении форм и размеров морального и материального поощрения.


Фото автора

↑ Наверх