Умеют учить, умеют считать
Школа под номером 619 одна из первых в городе и стране перейдет в статус автономного. Увиденное и услышанное — не разочаровало. (Окончание)
(Окончание. Начало в номере «ВП» за 14 июля)
Бюджет школы — порядка 60 миллионов рублей в год, примерно 2 миллиона у. е. Этих денег, по мысли финансистов, школе должно хватать на все. И на содержание огромного здания площадью 17,3 тысячи квадратных метров, и на пришкольную территорию в 2,5 га, и на организацию обучения 930 учеников... Но их, увы, недостает — и никогда не будет хватать. И не только потому, что нормативов для содержания таких зданий в системе образования пока нет. Просто школа № 619 в рамки, отведенные ей только нормативами, не укладывается и «ужиматься» не собирается.
Одна из немногих в городе, эта школа изначально развивается как «школа полного дня». Нет-нет, это не продленка, которая сейчас есть почти везде. Просто здесь решили сполна использовать концепцию непрерывного насыщенного образования — в том числе дополнительного. После уроков ребята могут посещать десятки кружков, курсов, секций... Здесь интересно и малышам, и подросткам, и старшеклассникам... В общем, с 9 до 19 жизнь здесь кипит. Но на это, увы, тоже нужны деньги. И выбор здесь один: или отказываться от задуманного — или учиться зарабатывать самим.
Думаю, вы понимаете, какой выбор сделал педагогический коллектив. В планах — получать от образовательных услуг как минимум почти столько же, сколько за счет бюджета. И здесь научились зарабатывать, причем уже давно. На чем? На том, что делают бесплатное образование платным?
— Ни в коем случае, — рассказывают мне педагоги. Причем из их уст то и дело звучит «неприличное» в наши дни одобрение многих новаций, которые, как считается, с ходу отвергаются педагогическим сообществом.
Ну например:
- слава богу, что наконец-то ужесточены требования к квалификации педагога;
- слава богу, что есть подушевое финансирование и родители голосуют за качественное обучение «ногами»;
- слава богу, что государство наконец-то установило четкие образовательные стандарты и научилось грамотно ставить вопрос: я тебе даю деньги — что ты даешь взамен?
— О планах российского правительства перевести школы на автономию известно уже пять лет, это никак не информация текущего дня. Комитет по образованию Петербурга уже давно разработал целый пакет материалов для перевода школ в новый режим. У нас это стоит в программе развития на пять лет вперед, принятой еще в 2008-м. Откуда нагнетание страстей? Думаю, паника там, где не позаботились об информации. Но кто мешает начинать изучать вопрос хотя бы сейчас?
Эта мысль звучала во время бесед с педагогами и руководством 619-й неоднократно. Но для меня все равно было непонятно: как, почему люди здесь не сопротивляются не очень однозначным — во всяком случае для широкой публики — переменам?
— Мы начали два года назад с трудового коллектива, — терпеливо разъясняет мне Ирина Байкова. — В 2008-м администрация школы поняла, что мы готовы к переходу в режим автономного учреждения. Рассказали о своих планах на попечительском совете, создали программу на пять лет, разместили ее на сайте, обсудили с педагогами, согласовали с учредителем... Выяснили, что волнует людей в первую очередь — в частности, социальное обеспечение, — постарались все разузнать заранее. Сделали специальный запрос в Пенсионный фонд, получили официальное письмо: выслуга, госгарантии — все остается по-прежнему. Ну а дальше — процесс пошел. Это ведь дело не одного дня. Еще предстоит все имущество провести через КУГИ, все зафиксировать и оценить... В процессе участвуют пять комитетов правительства города! А сам переход будет оформлен решением правительства Петербурга.
— В общем, и юридически, и экономически все должно быть сделано без ошибок, — продолжает моя собеседница. — Бюджет на три года нам оставляют прежний — это уже гарантировано в рамках будущего госзаказа. И естественно, образовательный стандарт все наши ученики — их сейчас 850 при плановой вместимости 825 — будут получать совершенно гарантированно и бесплатно. Ну а зарабатывать мы будем — как и сейчас — на дополнительных услугах для воспитанников, учеников, населения
микрорайона.
Пока каких-то грандиозных финансовых планов в 619-й не строят. Здесь разработали три сценария развития на пять лет вперед — антикризисный, оптимальный и расширенный. Они обозначены в программе развития школы до 2013 года — уже четвертой за ее недолгую жизнь. Пятилетку же здесь в три-четыре года выполнять не собираются: всему свое время. Применять сценарии рассчитывают в зависимости от внешних условий: будет кризис или нет, пойдут внебюджетные средства потоком или тоненьким ручейком... Программа-минимум — развитие уже имеющихся двенадцати проектов и 2 миллиона бюджетных у. е. в год, как сейчас. Программа-максимум — еще два десятка проектов и 3,5 миллиона тех же условных единиц к 2013 году.
Любая работа в рамках образовательных стандартов в школе была и будет абсолютно бесплатной. А это как минимум 5 — 7 часов в день обычных школьных уроков.
Бесплатными здесь будут программы дополнительного образования, которые есть и сейчас — все, кстати, лицензированы еще в 2009 году. С их списком — весьма длинным — может ознакомиться любой желающий. Добавление — уже платное, в виде английского в диалоге, фехтования, бального танца и тхэквондо, добавочных уроков плавания (вдобавок к бесплатному дополнительному часу для каждого ученика) и всего, что только пожелают оплатить родители.
Разумеется, все сферы деятельности, доход от которых потечет в копилку школы, перечислить невозможно. Однако в результатах — как финансовых, так и нематериальных — будут заинтересованы и ученики, и учителя. Через пять лет по качеству образования и всей школьной жизни здесь собираются стать вровень с лучшими школами Европы!
А почему бы и нет? В конце концов, из мелочной бюджетной опеки коллектив этой школы вырос давным-давно. Потому-то и ждут здесь автономии как естественного этапа в своем развитии. И, представьте себе, ничего не боятся.
Из кодекса деловой этики работника школы № 619
Работник школы не может быть таковым при отсутствии учеников, именно ученики обеспечивают существование работника школы, а не наоборот.
Принцип «ненанесения ущерба» учащемуся: процесс и результаты работы не должны наносить учащемуся психический или физический вред.
Принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к учащемуся... какое бы субъективное впечатление учащийся ни производил...
Принцип личного примера не допускает предъявления ученику требований, которым сам работник не отвечает.
Удаление учащегося из класса во время занятия крайне нежелательно и рассматривается как неисполнение своих обязанностей по отношению к нему...
Деловая этика работника школы учитывается администрацией при определении форм и размеров морального и материального поощрения.
Фото автора