В Давосе поговорят о «перестройке»
Перед началом Всемирного экономического форума, который открылся вчера в швейцарском Давосе, эксперты подготовили доклад о рисках наступившего года, которые несут в себе дефициты бюджетов развитых стран и перегрев китайской экономики.
Перед началом Всемирного экономического форума, который открылся вчера в швейцарском Давосе, эксперты подготовили доклад о рисках наступившего года, которые несут в себе дефициты бюджетов развитых стран и перегрев китайской экономики. Рекомендованы и ключевые слова форума — «перестройка», «переосмысление» и «редизайн», иными словами, мировая экономическая элита попытается изменить правила игры.
Российская делегация, которую возглавляет вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин, присутствует на форуме без первых лиц государства — во всяком случае, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, Дмитрий Медведев не планирует посещения Давоса.
Кстати, мэр Давоса Ханс Петер Михель, когда приезжал в Петербург, подробно рассказал о традициях форума и о том, чем он отличается от Петербургского международного финансового форума.
Обычно участники ВЭФ (их около 2 тысяч человек) делятся на три группы: экономическая, политическая и негосударственные организации. И практически всегда в это время проводятся демонстрации противников форума. К примеру, в прошлом году в Давос приезжал китайский премьер-министр — ему по протоколу при встрече нужно было пожать руку. «А мне в рамках форума нужно было встретиться с людьми, которые выступают против дружбы с Китаем, — рассказал господин мэр. — И швейцарское правительство очень переживало из-за возможных антикитайских демонстраций в городе. В результате переговоров с представителем китайской общины Давоса удалось добиться, чтобы не было эксцессов».

Задачи Петербургcкого форума коренным образом отличаются от задач Давосского.
Любопытно, что первый форум прошел в Давосе в 1971 году, причем в очень узком кругу. Тогда все мероприятия по безопасности сводились к тому, что у дверей холла сидел полицейский с собакой.
Мэр отметил, что ему хорошо знакома тема кризиса, но он ни разу не услышал, как можно решить эту проблему. Это не значит, что форумы не нужны, — напротив, считает политолог, директор Института актуальных международных проблем Алексей Пушков, они очень полезны.

По словам мэра Давоса Ханса Петера Михеля, прибыль, которую получает городок от проведения форума, составляет около 30 млн. швейцарских франков.
— В Давосе чувствуется глобальный пульс, ведь туда приезжают 35 — 40 лидеров крупнейших государств и мировых компаний и там хорошо ощущается, что происходит на планете, — поясняет Алексей Пушков, — именно не на уровне знаний, а на уровне ощущений. Этим и полезен форум. А вот на Петербургском экономическом форуме чувствуется совсем другое — как воспринимают Россию в мире, прежде всего в мире большого бизнеса, как оцениваются ее перспективы.
— Алексей Константинович, часто приходится слышать, что Петербургский экономический форум — это «российский Давос»...
— Это неверно. Я считаю, что непременное желание как-то присоседиться к Давосу — абсолютно порочно. Зачем нам делать точкой отсчета очень уважаемый, очень престижный форум, который занимается совершенно другими вещами и проходит в совершенно другой стране. Не надо ни с кем себя сравнивать, нам надо становиться самодостаточными. Ведь Давосский форум — не национальный форум, он по определению глобальный, его не Швейцария проводит, а международные организации. А ПМЭФ — это питерский форум, это национальный международный форум России, куда приглашаются участники со всего мира. И все, точка, как говорят англичане, full stop.
— Но есть и другие мнения, например, что ПМЭФ — «формальное бюджетное мероприятие»...
— Безусловно, это и не «формальное бюджетное мероприятие» — здесь очень высокий уровень зарубежного представительства, и если к нам приезжают руководители крупнейших компаний мира, а они неглупые люди и прекрасно понимают, где формальное, а где реальное мероприятие, значит, считают, что здесь интересно, перспективно. Мне кажется, эта громкая фраза на самом деле не имеет никакого отношения к действительности...
— Алексей Константинович, вы назвали ПМЭФ — национальным, может, он тянет и на нашу русскую национальную идею?
— Форум не может быть национальной идеей. Национальной идеей может быть представление о своем месте в мире и о своем пути развития. Национальная идея — как ковер, ее можно соткать из огромного количества представлений, позитивных мифов об особой роли, об особой моральной основе, это культурно-историко-политический феномен. Посмотрите на американскую национальную идею — она очень богата: это и политическое лидерство, и особое моральное право, и сияющий храм на вершине горы, и статуя Свободы с факелом в руке и т. д. Форум не может стать национальной идеей, но он может внести вклад в ее развитие.
Фото Натальи ЧАЙКИ и Максима КОСТИНА