Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

В парке Победы воздвигли крест

Вчера горожане спорили, что же за сооружение появилось в мемориальной зоне бывшего блокадного крематория. За синим забором в считанные месяцы поднялась «полноценная» церковь — при том что на территории памятника федерального значения, статус которого носит парк, любое новое строительство запрещено.

Вчера горожане спорили, что же за сооружение появилось в мемориальной зоне бывшего блокадного крематория.

— Таких крестов не бывает, — горячился гражданин, представившийся строителем. — Я не одну часовню ставил. Как «Отче наш» запомнил, что на кресте перекладину наискось делают — вот как пионерский салют отдают.

И он подкрепил слова жестом.

— У нас все люди ахнули, — подошел посланец от шахматистов, что недавно открыли сезон на скамейках подсохшего парка. — Таких крестов не бывает!

Неравнодушные прохожие совались под горячую руку к монтажникам — те растолковывали: мол, воля батюшки, а батюшки сейчас нет на месте.

Крест ставили вчера после полудня. Процедура отладки конструкции заняла не один час — так что было время для обсуждений. Пожилая супружеская чета остановилась, чтобы разойтись во мнениях.

— Хорошее сооружение, — заметила жена. — Хоть как-то облагородит это место.

— Вряд ли это временная часовня! — засомневался муж.


Вместе с крестом высота временной часовни — 20,5 м.


О возведении временной часовни извещает информационный стенд на строительном заборе, он и вводит в смущение прохожих. За синим забором в считанные месяцы поднялась «полноценная» церковь — при том что на территории памятника федерального значения, статус которого носит парк, любое новое строительство запрещено.

На прошлой неделе именно этот статус стал причиной отказа от возведения в парке Победы памятника «Героическим женщинам Великой Отечественной войны» — десятиметровой колонны на постаменте.

— Действительно, это федеральный памятник, и здесь запрещено строительство любых капитальных сооружений, — подтвердил «Вечернему Петербургу» архитектор Евгений Пунько, участник авторского коллектива. — Поэтому это временная часовня. В проекте предусмотрена возможность ее демонтажа и переноса в другое место.

Наш разговор с архитектором проходил на фоне упаковок, на которых значилось: плита гранитная полированная Т-50 мм (Капустянское месторождение), грузоотправитель — Киев. Знаменитое «красное золото Украины» — капустянский гранит берут за игру цвета на свету. Облицованные им стены выглядят алыми и смотрятся богато, цена плитки от 70 долларов за квадратный метр. Здесь этот гранит пойдет на цоколь «временного некапитального сооружения».

Евгений Пунько сообщил габариты здания:

— 14 на 14 в плане и 17,5 метра в высоту, до креста. Сам крест  — три метра.

Архитектурное решение — сдержанный классицизм, поскольку здание не должно противоречить стилю уже существующего мемориала. В девяностых годах место бывшего кирпичного завода, печи которого в годы войны служили блокадным крематорием, отметили Ротондой Памяти работы архитектора Елены Шаповаловой. Тогда и Елена Федоровна, и архитектурная общественность, и власти города были исключительно за светский мемориал. Было решено не делить погибших ленинградцев по вероисповеданию.

Дебаты о желательности установки в парке хотя бы часовни — православной — шли годами. 65-летие Победы поставило в них точку, власти дали добро на возведение часовни, приуроченное к юбилею.

«Времянка» под массивным куполом в меру сил скромна — позолота только на кресте.

— Все спрашивают про этот крест, — говорит Евгений Пунько. — Да, на нем нет косой перекладины, как на православных крестах. Таково было пожелание настоятеля отца Алексея. Чтобы в часовню могли войти все.

К сожалению, связаться с отцом Алексеем, главой прихода, являющегося заказчиком строительства, вчера «Вечёрке» не удалось. Подробности финансирования проекта и особенностей предстоящих служб в необычной часовне мы постараемся сообщить нашим читателям позднее.

Фото автора

↑ Наверх