Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

В Петербурге создается фармацевтический кластер

Сегодня отечественные лекарственные препараты составляют в денежном выражении лишь около 20 процентов всего объема лекарств, продаваемых на отечественном рынке. Остальные 80 — завозятся из-за границы. Правительство РФ поставило задачу в ближайшее время изменить это соотношение в пользу российских препаратов.

Сегодня отечественные лекарственные препараты составляют в денежном выражении лишь около 20 процентов всего объема лекарств, продаваемых на отечественном рынке. Остальные 80 — завозятся из-за границы. Правительство РФ поставило задачу в ближайшее время изменить это соотношение в пользу российских препаратов и приняло документ, который называется «Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года». Конечная цель стратегии — максимально снизить зависимость России от импортных препаратов. Доля отечественной лекарственной продукции должна возрасти за 10 лет до 50% в стоимостном выражении. А что касается жизненно необходимых лекарств, то в этом секторе доля препаратов отечественного производства должна составить 85% от имеющихся на рынке.

Важная роль в претворении этих планов в жизнь отводится фармацевтическим кластерам. Это новое в нашем обиходе слово обозначает группу родственных предприятий, объединенных географическим положением и общей задачей, в данном случае — производством лекарственных препаратов. Фармацевтический кластер создается и в Петербурге. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, в настоящий момент ведется разработка документации по планировке промзоны «Пушкинская», где будут построены объекты фармацевтической индустрии, входящие в кластер. Параллельно правительство города ведет переговоры об инвестициях с четырьмя крупнейшими компаниями этой отрасли. Предполагается, что к сотрудничеству будут привлечены также иностранные инвесторы.

Деньги уходят за границу


Что даст кластер городу и горожанам? Об этом мы беседуем с Захаром ГОЛАНТОМ, заместителем председателя комитета по здравоохранению.

— Почему решено резко сократить удельный вес импортных препаратов на рынке? 

— Каждый петербуржец тратит в год на лекарственные средства в среднем 133 доллара. Большая часть этих денег уходит за границу. Государство тратит миллиарды на закупки препаратов для больниц, санаториев и т. д., львиная доля этих средств также достается иностранным изготовителям. В наших интересах сделать так, чтобы деньги, которые государство и сами россияне тратят на лекарства, оставались внутри страны и использовались российскими компаниями для разработки новых, инновационных лекарств. Вместе с тем необходимо обеспечить лекарственную безопасность государства, то есть научиться делать современные качественные препараты, в первую очередь те, которые входят в перечень жизненно важных.

В Петербурге имеются все необходимые составляющие для развития фармацевтической отрасли в новом формате. В городе существует 11 академических институтов, работающих в области химии и медицины, 7 предприятий по производству медикаментов. Создание кластера будет координировать усилия разработчиков новых лекарств и производителей. Каждый из них займет свою нишу. Так что кластер будет действовать не только в районе Пушкинской промзоны, где построят новые фармпроизводства, а в масштабах всего города. Разумеется, новые производства — это и новые рабочие места, что тоже очень важно для города.

К сожалению, сегодня мы существенно отстаем в области фармацевтики от развитых стран. Поэтому, с одной стороны, нам надо догонять их, с другой — мы сразу можем воспринять тот опыт, который накопили международные компании за десятилетия, просто скопировать то, что они наработали, и встроиться в общемировые тенденции. Современное фармацевтическое производство должно быть окружено определенным количеством сопутствующих компаний, обеспечивающих нужды производства, занимающихся исследованиями, технологиями, юридическим, маркетинговым сопровождением, логистикой, дистрибьюцией и т. д. Это и называется кластер.

Научимся делать современные дженейрики

— Известно, что у нас для того, чтобы внедрить в производство новое лекарство, требуется не менее 6 — 7 лет...

— На первом этапе перед нами стоит более простая задача: довести технологический и технический уровень отечественного фармпроизводства до таких параметров, чтобы можно было выпускать современного уровня дженейрики — точные аналоги уже известных и широко применяемых лекарств. Сейчас многие фармпредприятия на территории РФ в основном производят старые дженейрики, разработанные более 25 лет назад, часто 30 — 40-летней давности. К тому же один и тот же препарат выпускают сразу несколько компаний, и они конкурируют между собой. Поэтому доходность таких лекарств крайне низка.

Поясню. Мировой фармрынок условно можно поделить на две части. Первая — это инновационные компании. Они изобретают и выводят новые препараты на рынок, вкладывая в это огромные средства, но зато в течение срока патентной защиты лекарства лишь они одни поставляют данный препарат на рынок. Такие препараты стоят очень дорого, потому что у них нет конкурентов. В течение срока патентной защиты, который длится 10 — 15 лет, инновационные компании возмещают все свои затраты, связанные с разработкой и внедрением лекарства в производство. Как только у препарата заканчивается срок патентной защиты, его формула становится открытой, то есть это лекарство уже могут производить другие компании. В большинстве случаев разработчик этого лекарственного препарата тут же прекращает его продавать и выбрасывает на рынок уже другой препарат, который к этому времени был разработан. Либо он возобновляет патент путем внесения каких-либо изменений в формулу препарата.

Соответственно, на рынке кроме инновационных есть еще дженейриковые компании. Это мощные современные производства, которые могут произвести дженейриковые препараты любой сложности. Они делают лекарства более доступными массовому потребителю. Поэтому на первом этапе наша задача — выйти на уровень мировых дженейриковых компаний. И заработанные деньги пускать на разработку новых препаратов, создавая инновационные компании. Это очень непростая задача. Для производства препарата современного уровня требуются квалифицированный персонал, достаточная обеспеченность производственными площадями, оборудование соответствующего уровня и класса. Эти задачи должно решить в том числе и создание фармацевтических кластеров.

Предприятия должны соответствовать GMP

— Несколько лет назад правительство принимало документы, обязывающие фармпредприятия пройти сертификацию на соответствие международным стандартам, в частности GMP, однако до сих пор это сделали лишь единичные производители. В то же время такая сертификация является непременным условием выхода на международный рынок...

— Международный стандарт GMP (в переводе: надлежащая производственная практика) включает достаточно обширный ряд показателей, которым должны соответствовать npeдприятия, выпускающие ту или иную продукцию. GMP для фармацевтических предприятий определяет параметры каждого производственного этапа — от материала, из которого сделан пол в цеху, и количества микроорганизмов на кубометр воздуха до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции.

Естественно, предприятия, которые войдут в кластер, должны отвечать требованиям международных стандартов.


Сейчас многие фармпредприятия на территории РФ в основном производят старые дженейрики, разработанные более 25 лет назад, часто 30 — 40-летней давности.

↑ Наверх