Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Великую княгиню проводят в последний путь

Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости станет последним приютом великой княгини Леониды Георгиевны, скончавшейся в возрасте 96 лет от сердечного приступа в ночь на 25 мая в Мадриде. Об этом в своем завещании попросила сама Леонида Георгиевна. Последняя воля великой княгини — похоронить ее в любимом Петербурге, рядом с супругом великим князем Владимиром Кирилловичем, правнуком Александра II.

Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости станет последним приютом великой княгини Леониды Георгиевны, скончавшейся в возрасте 96 лет от сердечного приступа в ночь на 25 мая в Мадриде. Об этом в своем завещании попросила сама Леонида Георгиевна. Последняя воля великой княгини — похоронить ее в любимом Петербурге, рядом с супругом великим князем Владимиром Кирилловичем, правнуком Александра II.

В Северную столицу уже стали съезжаться потомки семьи Романовых, представители королевских домов Европы. Сегодня гроб с телом покойной будет доставлен из Мадрида в Петербург — его сопроводят глава Российского императорского дома Мария Владимировна и ее сын великий князь Георгий Михайлович.

Сегодня гроб будет установлен в Петропавловском соборе в 15.00 — там пройдет прощание с великой княгиней и будет отслужена первая панихида, на которой смогут присутствовать все желающие.

А 3 июня в 10.00 в соборе пройдут отпевание и предание тела Леониды Георгиевны земле в Великокняжеской усыпальнице.

После погребения состоится заупокойная трапеза, но императорская семья не уедет в Мадрид сразу — она задержится на несколько дней в Петербурге: надо посетить святыни, поблагодарить тех, кто поддержал в трудную минуту.

Что касается траурного церемониала — создания Печальной комиссии, которая по традиции занималась бы всеми деталями траурной церемонии царствующих особ, то все сейчас предельно упрощено. Если раньше всем деталям придавалась особая торжественность, свидетельствующая о статусе государства, то сегодня, по словам главы канцелярии Российского императорского дома Александра Закатова, это выглядело бы несколько опереточно, неестественно. «Жизнь идет своим чередом, и даже царствующие дома, которые играют ту или иную роль, символическую или даже политическую, существенно упростили все эти вещи, — заметил Александр Николаевич. — Поэтому Печальная комиссия создана не будет. Душеприказчик Леониды Георгиевны — верный помощник и друг князь Вадим Лопухин, возглавляющий в канцелярии управление по межрегиональным связям, сейчас занимается организацией похорон великой княгини в соответствии с ее волей. А воля ее такова: чтобы церемония погребения прошла в строгом соответствии с канонами Русской православной церкви и чтобы с ней могли проститься все желающие». Все расходы взял на себя Императорский дом.

 

Могила Леониды Георгиевны станет 17-й в Великокняжеской усыпальнице.


«Леонида Георгиевна жила скромно»

Александр Закатов — историк по образованию, закончил Московский историко-архивный институт, затем аспирантуру. Защитил диссертацию на тему архивов Императорского дома, живет в Москве, но часто бывает и в Мадриде. Александр Николаевич любезно согласился ответить на вопросы «ВП».

— Александр Николаевич, можете раскрыть детали завещания и сказать, кому Леонида Георгиевна завещала свою недвижимость, фамильные драгоценности?

— Что вы, никаких домов у императорской семьи нет! У них есть квартира в Мадриде. Живут они очень скромно, ведь после революции вся их собственность в России была национализирована, а они сами оказались в изгнании, в очень тягостных условиях. Конечно, им помогали родственники, немного помогали русские люди — верноподданные. Кто был побогаче — перечислял средства, победнее — присылал по доллару, по франку. Я видел в архиве документы, и это было очень трогательно. Могу сказать, что у императорской семьи был нормальный, средний уровень жизни.

— Это по испанским меркам?


— Их квартира и по российским меркам очень скромная, ее площадь — сто метров, находится она на главном проспекте Мадрида — самой длинной улице. Леонида Георгиевна жила скромно, никакого имущества, богатства не оставила ни дочери, ни внуку. У нее были какие-то сбережения, которые достанутся Марии Владимировне.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх