Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Восемь километров по Обводному

Итак, продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка третья. Сегодня продолжим рассказ о мельничном деле, которому посвящен изрядный отрезок нашего маршрута.

Итак, продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка третья. (Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6 ноября).

Сегодня продолжим рассказ о мельничном деле, которому посвящен изрядный отрезок нашего маршрута.

Хлебный город будущего

Основателем мельничного комбината по праву считается купец 2-й гильдии Давид Израилевич Мордух, который в 1907 году начал строить паровую мельницу. Спроектировали ее гражданские инженеры Л. Ф. Геллерт и Г. А. Гиршсон. Был господин Мордух большим специалистом в хлебном промысле. Жил на Гончарной улице, 24, содержал в том же доме торгово-посредническую фирму. Близость Калашниковской биржи, безусловно, диктовала ему планы развития предпринимательской деятельности. Начав строительство мельницы, в 1908 году вместе с еще четырьмя предпринимателями он основал акционерное общество «Петербургские товарные склады, холодильники и элеваторы» с капиталом в четыре миллиона рублей, а сам стал его директором. Контора же этой благополучной фирмы помещалась, естественно, на Полтавской, 12, то есть в помещении Калашниковской биржи.

Размах деятельности был гигантский!

У Обводного канала инженер Исидор Квиль соорудил элеватор, по его же проекту на Черниговской улице, 15, был построен завод льда, благополучно существующий и поныне как Хладокомбинат № 1, а рядом с заводом льда Иван Экскузович возвел жилой дом акционерного общества товарных складов. Южный берег Обводного канала акционеры активно осваивали. Обороты были колоссальными, доходы тоже. Накануне Первой мировой войны это акционерное общество владело массой промышленных объектов, вело торговлю хлебом и мукой, а первая в России вальцовая мельница у Обводного канала одной из первых же в стране была электрифицирована!

Здесь к 1914 году был возведен настоящий «хлебный город»: стояли склады, пакгаузы, железобетонный элеватор. Зерно принималось и передавалось с помощью пневматических устройств, работали два вакуумных насоса. К мельнице проложили рельсы, соединившие ее с Николаевской и Финляндской железными дорогами.

В общем, предприятие было, как говорили в советское время, передовым.

Пианино Соловьева-Седого

Передовым было, конечно, и зодчество. Вот что пишут об этом известные историки архитектуры Борис Кириков и Маргарита Штиглиц в путеводителе «Архитектура ленинградского авангарда».

«Могучий корпус элеватора задает тон в индустриальном пейзаже этой части города. Железобетонная структура сооружения образована гигантскими вертикальными ячейками — силосами. Нижний ярус решался в виде аркады, несущей монолитный основной массив (позднее ее проемы были заложены). Лапидарная пластика и мощный ритм граненых выступов (закромов) наполняют композицию брутальной экспрессией. Эти укрупненные глухие объемы напоминают излюбленную в архитектуре модерна форму трехгранных эркеров и превращают фасад в складчатую поверхность — наподобие мехов гармони.

Здание завершалось мансардой, прорезанной овальными люкарнами, и двумя гранеными башнями с куполами, навевавшими ассоциации с крепостными сооружениями. В 1920-х годах, при частичной реконструкции элеватора, его верхний этаж был упрощен, а башни заменены прямоугольными надстройками более строгого рисунка».

Тем не менее дошедший до нашего времени индустриальный пейзаж у истока Обводного канала весьма выразителен. В 2001 году два элеватора и мельница были включены комитетом Государственной инспекции охраны памятников в перечень вновь выявленных объектов, «представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

К этим ценностям смело можно отнести факт заключения первого коллективного договора рабочих и служащих мельницы с Обществом фабрикантов и заводчиков, подписанного осенью 1917 года, незадолго до Октябрьской революции. Значительную роль в этом сыграл инженер-мукомол П. А. Козьмин, который после революции был включен в коллегию Народного комиссариата по продовольствию.


...а нынче могучий корпус элеватора задает тон в индустриальном пейзаже.

 


С одним из основателей компартии Латвии, Иваном Генриховичем Лютером, которому тоже довелось работать на этой мельнице, связана забавная история. Елена Дмитриевна Стасова, внучка знаменитого архитектора и племянница не менее знаменитого критика, связанная с Российской социал-демократической партией с первых лет ее существования, в феврале 1906-го должна была переправить из Гельсингфорса в Петербург латышей-партийцев, которые незадолго до этого произвели экспроприацию в банке.

«Одного из латышей, блондина, я безуспешно пыталась превратить в брюнета, — писала она в книге «Страницы жизни и борьбы». — Ни я, ни он понятия не имели, как это делать. Купленная с этой целью жидкость нещадно воняла сероводородом. Волосы еще удалось перекрасить, но когда дело дошло до усов, парень не выдержал. Пришлось их просто сбрить».

Ну чем не Ильф и Петров?! Не будь воспоминания Стасовой написаны после создания «Двенадцати стульев», можно было бы предположить, что сцену перекрашивания волос и бритья Кисы Воробьянинова писатели взяли из воспоминаний Стасовой.

А вот в судьбе композитора Василия Павловича Соловьева-Седого мельничный комбинат сыграл немалую роль. В голодном и тревожном 1919 году его отец Павел Павлович, работавший дворником, устроился на комбинат, где зарплату выдавали пшеном и мукой. На рынке у Александро-Невской лавры он выменял на эти продукты старенькое пианино фирмы «Циммерман». На этом инструменте и начал всерьез учиться играть двенадцатилетний Вася.

Кстати, на этом же пианино выучился музыке его друг и сосед — блистательный актер Академического театра драмы имени А. С. Пушкина, народный артист СССР Александр Федорович Борисов.

Не остаться бы без ржаной муки

Велика роль Мельничного комбината имени В. И. Ленина в годы войны и блокады. Фашисты сбросили на территорию предприятия более шестисот зажигательных и несколько фугасных бомб, разрушив паровозное депо и склады. Тем не менее комбинат работал всю блокаду. В самые тяжелые дни, чтобы дать городу больше муки для хлеба, на комбинате размалывали тысячи тонн жмыха, или дуранды. Сложность заключалась и в том, что для этого пришлось переделывать оборудование, приспосабливая его для нехарактерных операций.

Нынешние сложности связаны совсем с другими обстоятельствами. Под вопросом — само существование мельничного комбината. Последние годы «Невская мельница» считается убыточным предприятием из-за роста цен и конкуренции со стороны других регионов. Между тем это единственное в Петербурге и во всем Северо-Западном федеральном округе предприятие, производящее ржаную муку.

В 2004 году правительство города заявило, что не позволит менять хозяев и профиль комбината.

Между тем среди акционеров постоянно происходили некоторые подвижки, акции покупались, перепродавались, в итоге в прошлом году некий холдинг приобрел девять гектаров земли, на которых расположено предприятие. Предполагается выстроить бизнес-центр класса «С» и складские комплексы.

К производству ржаной муки это, кажется, не имеет никакого отношения...

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх