Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Возвращение нерезидента

Петербург может стать первым из российских городов, в котором появится новый налог для туристов, пробывших ночь в питерских гостиницах, — так называемый city-tax.

Петербург может стать первым из российских городов, в котором появится новый налог для туристов, пробывших ночь в питерских гостиницах, — так называемый city-tax.

Наверное, никогда, дорогой читатель, не забуду эту сцену. Прекрасный, известнейший питерский театр. Вечер. При входе сотрудница театра проверяет билеты и зрителей на принадлежность к гражданству РФ. «Так! Добрый вечер!» — произносит она грозным, хорошо поставленным голосом, которому позавидовал бы любой профессиональный секьюрити. Моя подруга Иоханна из ФРГ практически без акцента отвечает: «Да, добрый вечер!» Видавшая немало сотрудница театра удивленно поднимает бровь, однако пропускает в зрительный зал. Знакомая вам картина?

Конечно же, российское льготное гражданство обозревателя «ВП» Алексея ШОЛОХОВА лишних вопросов не вызвало. Однако с подругой из ФРГ наша семья теперь здоровается не иначе как: «Так! Добрый вечер!!!»

Ничего удивительного в этой привычной для петербургских любителей театров и музеев феодальной сцене нет. Все знают, что билеты в театры и музеи нашего города для иностранцев стоят значительно дороже, чем для граждан России. Многие возмущаются этим неравенством, требуя уравнять стоимость билетов для граждан и неграждан. Руководители культучреждений объясняют, что их бюджеты во многом формируются за счет платы за входные билеты. Если ее снизить, как прикажете выживать?

Что такое сити-такс

А вот как. Недавно в Петербурге родилась вполне здравая идея о введении нового городского налога «сити-такс». Предложение высказала губернатор Валентина Матвиенко на одном из недавних заседаний городского правительства.

Что такое «сити-такс»? Это налог, который существует во многих туристических центрах мира. Таких, как Амстердам, Гаага, Антверпен, Брюссель, Ницца, Париж, Женева, и многих других городах Европы и не только. Туристы, проведя ночь в гостинице, обязаны заплатить отдельно выделенный налог — обычно в пределах 1 — 2 евро за ночь. Или чуть больше. Эти деньги поступают в городской бюджет и идут, как правило, на реставрацию памятников истории и культуры. Никто вроде по поводу этого налога в Европе не возмущается. Ведь не берут же его, скажем, в промышленном центре Сингапура. Или в поселке Тиккурила под Хельсинки. Его берут в городах, чей исторический и культурный статус абсолютно неоспорим. Почему бы и нам, в Петербурге, его не ввести? Не все же реставрировать памятники, на которые с восхищением смотрит весь мир, за счет игривых графиков цены за баррель нефти на лондонской бирже.

Будет данный налог нарушением основных норм законодательства Российской Федерации? Едва ли. ЕС? Смотрите ниже комментарий генерального консула Словакии. (Кстати, там звучит очень здравая и общепринятая в Европе идея: ввести единый дневной или многодневный билет туриста для посещения множества музеев и других культурных достопримечательностей. Повсюду такие единые туристические билеты давно есть! Только в известнейших городах России  нет.) Итак, новый налог было бы идеально ввести в обмен на непопулярные средневековые НЕльготы для разного рода НЕрезидентов. Налог устанавливают в рамках проживания в гостинице для всех туристов. И следят за его соблюдением не на основе гениальной прозорливости бабушек-смотрительниц и капельдинерш, а тотально. С помощью Налогового кодекса. Но вот это — особая тема.

Налоговый кодекс — нерушим

Оказывается, внести изменения в Налоговый кодекс РФ для введения такого, казалось бы, очевидного и необходимого налога в отдельно взятом регионе практически никакой возможности нет. Надо менять все налоговое законодательство. Есть, конечно, неиспользуемый или редко используемый ныне налог на туризм. Но ведь это совсем иная статья налогов, не взимаемая в гостиницах. Представитель Петербурга в Совете Федерации Виктор Евтухов по просьбе правительства города уже ломает голову над этим вопросом. И готовит, судя по заявлениям властей, возможные предложения о внесении дополнений в Налоговый кодекс.

Но, согласитесь, даже если в Петербурге (а может быть, и во всей России) введут новый налог, нам, боюсь, вряд ли удастся избежать нельготных билетов для резидентов Белоруссии и Казахстана. Слишком уж к ним привыкли в наших музеях и театрах.

Разумеется, вы скажете, что у каждой страны есть право устанавливать льготные и нельготные билеты. Для граждан и неграждан. Что любые методы пополнения городского, музейного, театрального бюджетов (впрочем, городского  ли? музейного ли? и театрального ли?) хороши. Что с иностранцев, чьи зарплаты не чета нашим, надо спрашивать втридорога. И тем более во времена кризиса. И в вашем личном патриотизме вы будете, несомненно, правы. Только минувшим летом в этой петербургской народной песне вдруг появился совсем неожиданный куплет.

Звездно-льготная болезнь, оказывается, вполне излечима

В прошлом году удивительной разницей в цене билетов для резидентов и нерезидентов, т. е. граждан РФ и граждан других государств, крайне заинтересовались сразу аж две госинстанции. Это президент России и прокуратура Санкт-Петербурга. Дмитрий Медведев провел встречу с министром культуры Александром Авдеевым, на которой отметил неоправданно высокие цены на билеты в музеи России. Вторая инстанция — прокуратура Петербурга, предъявившая предписание Пулковской обсерватории, на основании которого она должна была устранить незаконные разночтения в цене билетов на простенькую, казалось бы, экспозицию. О чем «ВП» сразу сообщил читателям.

А затем пришло следующее феноменальное для культурной жизни Петербурга сообщение из обсерватории: «Пулковская астрономическая обсерватория РАН удовлетворила протест прокуратуры на приказ руководителя учреждения, регламентирующий расценки и тарифы на экскурсионную деятельность и иные экскурсионные услуги». (Впрочем, как впоследствии выяснил «ВП», прошедшим летом льготно-звездная болезнь в обсерватории, несмотря на предписания, не была полностью вылечена.) Основанием для направления протеста явилось установление повышенной платы за экскурсионное обслуживание, фото-, видео- и киносъемку для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации, что не соответствует ст. 19, 62 Конституции РФ и Основам законодательства Российской Федерации о культуре. Вы помните, что начертано в этих статьях нашего Основного закона? А вот что: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

А вот, кстати, и 62-я статья Конституции, если вам интересно: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Есть еще и упомянутые в недавнем протесте прокуратуры Основы законодательства о культуре. В них говорится о равных правах на доступ к культуре. Это еще интереснее: cогласно ст. 19 этого закона «иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в России устанавливаются только федеральным законом». Вот как. Впрочем, в кассах наших музеев и театров такую юридическую «ахинею», похоже, вовсе не читают.

Однако вернемся к звездной истории. Не совсем понятно, почему же свой летний протест прокуратура отправила именно Пулковской обсерватории. Может, следили за экскурсионным обслуживанием со спутников? Есть ведь и менее «звездные» темы. Скажем, нельготные входные билеты в Государственный Эрмитаж.

 

Не каждый поклонник прекрасного догадается взять с собой паспорт.

 


К одним паспортам в кассе музея — улыбка у рта. К другим — отношение плевое!

Почитайте популярные нынче блоги. Молодые иногородние посетители питерских музеев рвут и мечут из-за требования предъявлять паспорта в кассе музея. Собственно, если вы бывали за границей, то наверняка помните, что паспорт в других европейских и даже азиатских странах и носить-то с собой не требуется. Лежит себе в отеле и лежит. Но вот, оказывается, какая новая культурная ценность объявилась. И в последнем декабрьском сообщении пресс-службы Эрмитажа данное требование именуют не иначе как уникальной билетной политикой музея. Согласимся?

 Итак, для прохода в музей по льготной цене у вас потребуют документ о российском гражданстве. Нет паспорта? Тогда открывайте кошелек. (Вот почитайте в блогах про то, как девушки из Украины или Белоруссии, отстояв час-два в очереди, потом с плачем уходят, так как им элементарно не хватает на НЕльготный билет несчастных 200 рублей. А с нового года — уже и 300. Для вас это немного? Быть может. Но для граждан, тем более молодых, сопредельных государств это вполне себе серьезная сумма.)

Зря уходят! Ведь можно схитрить — и об этом восторженно пишут блогеры — приобрести, скажем, два билета на один паспорт РФ. Надо всего лишь купить билет в одной кассе, потом пойти с тем же паспортом в другую.

Или, к примеру, выучить, как упомянутая гражданка ФРГ, русский. Но как же быть с бывшими соотечественниками из СНГ? Ведь общеизвестно, что их жизнь в период кризиса тоже не сахар. А доступ к нажитым не так давно общим трудом культурным ценностям мог быть и более, мягко говоря, демократичен. Разве руководство музеев и театров города не в курсе, что нормы на пребывание граждан в культурной столице России прописаны в уйме законов? Не говоря уж о том, что есть и неписаные нравственные нормы по отношению к бывшим соотечественникам.

Быть может, имеет смысл одновременно с введением вполне справедливого нового налога отменить деление билетов на льготные и нельготные? Или хотя бы ввести туристический билет на день, на три дня, на неделю? Сложно? Но вот ведь появились же совсем недавно в питерском метро указатели на английском. Хотя и это, вероятно, непросто оказалось сделать. (Правда, может быть, они слегка уродуют облик станций, признанных объектами культурного наследия. Но это ведь как у Жванецкого — «общим видом овладели, теперь подробности не надо упускать».) Вот и единые туристические билеты, авось, хоть и в муках, но, вероятно, скоро родятся. Ибо Питер взял курс на статус туристической столицы.

 

 

Для западного туриста 400 рублей за посещение Эрмитажа — сумма небольшая по сравнению с билетами в европейские музеи. Однако хорошо ли это — делить гостей города на «своих» и «чужих»?


Комментарии

Вероятность введения нового налога для туристов «ВП» попросил прокомментировать специалистов. Недавно назначенный генеральный консул Республики Словакия в Санкт-Петербурге Петер Освалд работал более 10 лет в сфере туризма, окончил Торговый институт в Братиславе, факультет дипломатии и политологии в Кембридже и Дипломатическую академию в Москве. Возможно, к его мнению стоит прислушаться.

— Господин Освалд, недавно в нашем городе прозвучало предложение о введении city-tax — городского налога для иностранцев, приезжающих в Петербург и останавливающихся в гостинице. Есть ли в Словакии подобный налог?

—  Да, такой налог существует уже давно, и не только в Словакии. Так называемый налог на проживание, как составная часть местных налогов, является доходной частью бюджета соответствующего города или туристического центра. Платят его гости — как местные, так и иностранцы — при посредничестве администрации гостиницы за каждую ночь. Величину налога определяет администрация города (например, в курортном городе Пиештяны налог составляет 1 евро в ночь на человека).

— Cчитаете ли вы правомерным удержание данного налога в гостиницах мировых туристических столиц?

— Каждый город или туристический центр нуждается в источниках финансирования на покрытие расходов, связанных с развитием туризма.

Налог на проживание в гостинице уже принимается за естественный и акцептируемый налог. С другой стороны, гости ожидают хорошо разработанного предложения разнообразных услуг и их хорошее качество.

Местные налоги должны быть определены как унитарный источник дохода бюджета города или туристического центра и цельно связаны с его развитием.

Как я уже упоминал, этим никого нельзя удивить. В дальнейшем, в рамках маркетинга, я бы скорее всего видел возможность ввести так называемый  паспорт посетителя. Такой паспорт позволял бы его владельцу в рамках ограниченного срока вход в выбранные музеи, дворцы, парки и т. п., в том числе и в наземный транспорт и метро. На усмотрение города можно было бы предлагать такой пакет за льготную цену или как бонусную книжку. В любом случае возник бы простор для очередной отдельной статьи дохода для города.

— Распространены ли повышенные цены на билеты для иностранцев в Словакии?

— Цены на билеты в культурные центры идентичны для местных и иностранных посетителей.

Профессор Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, лауреат государственной премии России, кандидат искусствоведения Алексей Бойко:

— О сити-такс еще не слышал. Странно. По-моему, это снизит привлекательность города для туристов.

В Греции была такая система: национальные музеи для греков бесплатны.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский трактует эту разницу как льготы для россиян. То есть базовая стоимость — как для иностранцев. Правильнее всего, мне кажется, поступать как в Метрополитен-музее в Нью-Йорке — там РЕКОМЕНДОВАННАЯ стоимость. То есть если считаешь невозможным заплатить спрашиваемое — проходи бесплатно или плати меньше, сколько сможешь. Но это требует большой культуры и от музея, и от посетителей.

Для того чтобы наш гражданин заплатил по таксе, указанной в графе «рекомендованная цена», нужна другая правовая культура.

Входные билеты в музеи в Европе и США стоят намного больше, чем в Петербурге. Это известно каждому из петербуржцев, кто бывал за границей. Вход в Музеи Ватикана стоит 12 евро, в Лувр — 8,5 евро, в Национальную галерею в Лондоне — 9 фунтов, в нью-йоркский Метрополитен-музей — 12 долларов, в мадридский музей Прадо (самая низкая цена в Европе) — 4 евро. Правда, существует масса льгот и бесплатных дней.

 

Фото Натальи Чайки

↑ Наверх