Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Яйцо от Кинчева продано за рекордную сумму

Почти две сотни работ — расписные пасхальные яйца, предметы убранства праздничного стола, вазы и портреты — смогут увидеть посетители на этой яркой и сочной выставке. Вся выручка от пасхального аукциона ушла на благотворительность.

Почти две сотни работ — расписные пасхальные яйца, предметы убранства праздничного стола, вазы и портреты — смогут увидеть посетители на этой яркой и сочной выставке.

— Яйца — традиционный пасхальный подарок. — Юлия Жукова, мастер росписи по фарфору и куратор выставки, идет от одной витрины к другой. — Императорская семья всегда заказывала на заводе партию пасхальных яиц накануне праздника и раздаривала их не только своим приближенным при дворе, но и солдатам в госпиталях, обитателям домов призрения. Для простых людей роспись, конечно, была тоже простой — обычно рисовали на белом яйце маленький красный крестик.

Пасхальные традиции на Императорском фарфоровом заводе имеют очень глубокие корни. Первое расписное яйцо здесь изготовили накануне Пасхи в 1749 году. А накануне Первой мировой войны завод сделал свою последнюю пасхальную коллекцию. И только спустя 90 лет, в 2004 году, на Ломоносовском заводе вновь открылась выставка «Светлый праздник», на которой мастера показали, что давние традиции не утрачены, и представили новую коллекцию фарфоровых яиц размером от 3 до 15 см, покрытых росписью.

 

Фигурки зайцев и кроликов — влияние европейской пасхальной традиции.

 


— Форма очень простая. — Юлия Жукова снимает с подставки яйцо, расписанное темно-синим узором. — Видите, внизу дырочка, а на подставке небольшой штырь из фарфора. Такое яйцо не упадет, будет прочно держаться. А есть еще вариант, когда яйца подвешиваются за ленточку.

Обычный рисунок для пасхальных яиц — весенние цветы, изображения храмов, до революции на яйцах часто рисовали виды Петербурга и, конечно, буквы ХВ — Христос воскрес. Современные мастера не только повторяют традиционные рисунки, но и создают совершенно оригинальные композиции. Серафима Богданова, Татьяна Чарина, Галина Шуляк, Сергей Соколов, Татьяна Афанасьева, молодая художница Аня Трофимова — их работы продолжают и развивают замечательные традиции российских мастеров росписи по фарфору. Зато совершенно новыми для российской пасхальной традиции стали фигурки зайцев и кроликов, которых теперь и у нас воспринимают как неизменные атрибуты Пасхи. — Совсем онемечились! — смеется Юлия Жукова. — Это, конечно, влияние Европы
сказывается.

Но вот уж в чем нам и Европа не указ, так это в поиске оригинальных идей. Квадратные яйца — это уже пройденный этап, а вот яйцо в стиле «Харлей Дэвидсон» вы видели? Только на этой выставке и можно увидеть такое чудо работы мастера Данилы Филиппенко: большое фарфоровое яйцо важно восседает в стилизованной мотоциклетной коляске.

 

 

Современные мастера не только повторяют традиционные рисунки, но и создают совершенно оригинальные композиции. И ценность их работы несравнима с потугами випов-любителей.

 

 


Одним из центральных экспонатов выставки стали работы выдающегося и старейшего художника Александра Волкова. Сейчас ему 87 лет, но он полон творческих сил — на выставке представлена его последняя работа «Спас нерукотворный», выполненная на плоском фарфоровом пласте. Он пришел на завод еще до Великой Отечественной войны, воевал, дошел до Берлина. Потом вернулся на завод. В советское время писал портреты вождей на фарфоровых вазах: Брежнев любил дарить вазы со своим изображением лидерам братских коммунистических партий. Александр Волков участвовал в росписи крупнейшей вазы в мире, высотой почти 3 метра, которая стоит сейчас в музее на Поклонной горе.

А сразу после открытия выставки состоялся благотворительный аукцион, на котором продавались пасхальные яйца, расписанные знаменитостями. Расписыванием фарфоровых яиц занимались Михаил Жванецкий, Крис Ри, музыканты группы «Depeche Mode», Сергей Шнуров, Андрей Макаревич и другие. Самым дорогим лотом стало яйцо, расписанное музыкантом Константином Кинчевым, — его купили за 110 тысяч рублей. Пасхальное яйцо, к которому приложил руку футболист Андрей Аршавин (он нарисовал на нем свой игровой номер), подарили детскому дому. Все средства от аукциона пошли на поддержку детских домов — и это тоже благородная пасхальная традиция.

Подготовила Наталья ШКУРЕНОК

Фото автора

 

↑ Наверх