Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 июля 2020

Зачем копают под Смольным?

Археологические работы на площади Растрелли тщательно охраняются людьми в камуфляже.

— Прекратите фотографировать, — остановил корреспондента «Вечернего Петербурга» человек в камуфляже. — Разве не знаете, что за это бывает?
— Что?
— За это камеры разбивают.
— Вы убеждены?
— Взрослый человек, а спрашиваете!


Сторожить новую охраняемую зону у Смольного наняли людей старой закалки. Закрытость от прессы окружает этот строительный забор, выросший перед собором на площади Растрелли.

— Что вы там делаете? — обратился «Вечерний Петербург» в ЗАО «Озерки», обозначенное на информационном щите забора в качестве заказчика работ — историко-культурного научного археологического обследования.

ЗАО «Озерки» — строительное предприятие, специализируется на элитном жилье. Какие могут быть у него интересы на площади перед Смольным собором? Археологические раскопки в исторических зонах строители обязаны заказывать перед новым строительством. Не ожидает ли нас на площади Растрелли стройплощадка по следам раскопа?


Пока вид на собор перекрывает только палатка архитекторов.


Сам заказчик раскопок об этом говорить не захотел.

— Мы закрытая организация, — сообщил по указанному на щите телефону «Озерков» человек, назвавшийся Александром. — Пока никакой информации давать не будем. Представим ее по окончании работ. Созовем пресс-конференцию. Это будет в конце декабря — начале января.

Но, как бы ни избегали «Озерки» контактов с прессой, информация о работах на площади Растрелли существует. Раскопки могут стать первым этапом в реализации дерзкого проекта возведения 140-метровой доминанты перед Смольным собором. Официально это будет именоваться «завершением создания ансамбля Смольного монастыря».

Варфоломей Растрелли, автор Смольного, первоначально проектировал гигантскую колокольню при въезде в монастырь. Ее образ был навеян ему путешествиями по древнерусским городам — именно такой, в сказочно-пряничной стилистике, колокольня предстает на модели 1749 года. Первый ярус колокольни должен был служить парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, выше должны были располагаться звонницы. Высотой колокольня задумывалась в 140 метров — против 122,5 метра колокольни Петропавловского собора без шпиля. Проект канул в лету, а городу достался тот великолепный вид на воздушный Смольный собор, который мы имеем. С постройкой колокольни он, конечно, останется только в воспоминаниях.


Модель 1749 года: пятиярусная башня подавляет скромную церковь.


К спорной идее причастен Фонд инвестиционных проектов — некоммерческая организация, созданная по распоряжению губернатора города. На сайте фонда в Интернете размещена информация о том, что он занимается реализацией трех проектов, финансируемых из бюджета Российской Федерации с привлечением средств международных финансовых организаций. Это проекты «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга», «Завершение строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) г. Санкт-Петербурга от наводнений» и «Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России». В стадии подготовки — проект «Сохранение и использование культурного наследия в России». Кроме того, в сотрудничестве с ООО «Межрегионгаз» фонд реализует проект «Исследование возможности завершения создания ансамбля Смольного монастыря с учетом его первоначального исторического облика».

Археологические изыскания заказаны расположенному в Петербурге Институту истории материальной культуры Российской академии наук.

— Наша задача — выявить объект культурного наследия и поставить его на охрану, — рассказала «Вечернему Петербургу» руководитель группы охранной археологии института Наталья Соловьева. — Было известно, что строительство колокольни дошло до второго этажа, затем в этих этажах размещался дортуар для смолянок, позднее разобранный. В прошлом году мы уже работали на этом объекте. Находки были с XVIII по XX век. Изразцы, монеты, стеклянная посуда, кирпичи с клеймами.

Собственно, обнаруженные фундаменты и артефакты прошлого сами по себе могли бы составить интересный музейный объект — и он бы органично вошел в комплекс Смольного монастыря в отличие от гигантского новодела.

Фото автора

↑ Наверх