Зачем копают под Смольным?
Археологические работы на площади Растрелли тщательно охраняются людьми в камуфляже.
— Прекратите фотографировать, — остановил корреспондента «Вечернего Петербурга» человек в камуфляже. — Разве не знаете, что за это бывает?
— Что?
— За это камеры разбивают.
— Вы убеждены?
— Взрослый человек, а спрашиваете!
Сторожить новую охраняемую зону у Смольного наняли людей старой закалки. Закрытость от прессы окружает этот строительный забор, выросший перед собором на площади Растрелли.
— Что вы там делаете? — обратился «Вечерний Петербург» в ЗАО «Озерки», обозначенное на информационном щите забора в качестве заказчика работ — историко-культурного научного археологического обследования.
ЗАО «Озерки» — строительное предприятие, специализируется на элитном жилье. Какие могут быть у него интересы на площади перед Смольным собором? Археологические раскопки в исторических зонах строители обязаны заказывать перед новым строительством. Не ожидает ли нас на площади Растрелли стройплощадка по следам раскопа?
Сам заказчик раскопок об этом говорить не захотел.
— Мы закрытая организация, — сообщил по указанному на щите телефону «Озерков» человек, назвавшийся Александром. — Пока никакой информации давать не будем. Представим ее по окончании работ. Созовем пресс-конференцию. Это будет в конце декабря — начале января.
Но, как бы ни избегали «Озерки» контактов с прессой, информация о работах на площади Растрелли существует. Раскопки могут стать первым этапом в реализации дерзкого проекта возведения 140-метровой доминанты перед Смольным собором. Официально это будет именоваться «завершением создания ансамбля Смольного монастыря».
Варфоломей Растрелли, автор Смольного, первоначально проектировал гигантскую колокольню при въезде в монастырь. Ее образ был навеян ему путешествиями по древнерусским городам — именно такой, в сказочно-пряничной стилистике, колокольня предстает на модели 1749 года. Первый ярус колокольни должен был служить парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, выше должны были располагаться звонницы. Высотой колокольня задумывалась в 140 метров — против 122,5 метра колокольни Петропавловского собора без шпиля. Проект канул в лету, а городу достался тот великолепный вид на воздушный Смольный собор, который мы имеем. С постройкой колокольни он, конечно, останется только в воспоминаниях.
Модель 1749 года: пятиярусная башня подавляет скромную церковь.
К спорной идее причастен Фонд инвестиционных проектов — некоммерческая организация, созданная по распоряжению губернатора города. На сайте фонда в Интернете размещена информация о том, что он занимается реализацией трех проектов, финансируемых из бюджета Российской Федерации с привлечением средств международных финансовых организаций. Это проекты «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга», «Завершение строительства комплекса защитных сооружений (КЗС) г. Санкт-Петербурга от наводнений» и «Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России». В стадии подготовки — проект «Сохранение и использование культурного наследия в России». Кроме того, в сотрудничестве с ООО «Межрегионгаз» фонд реализует проект «Исследование возможности завершения создания ансамбля Смольного монастыря с учетом его первоначального исторического облика».
Археологические изыскания заказаны расположенному в Петербурге Институту истории материальной культуры Российской академии наук.
— Наша задача — выявить объект культурного наследия и поставить его на охрану, — рассказала «Вечернему Петербургу» руководитель группы охранной археологии института Наталья Соловьева. — Было известно, что строительство колокольни дошло до второго этажа, затем в этих этажах размещался дортуар для смолянок, позднее разобранный. В прошлом году мы уже работали на этом объекте. Находки были с XVIII по XX век. Изразцы, монеты, стеклянная посуда, кирпичи с клеймами.
Собственно, обнаруженные фундаменты и артефакты прошлого сами по себе могли бы составить интересный музейный объект — и он бы органично вошел в комплекс Смольного монастыря в отличие от гигантского новодела.
Фото автора