Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Зампредседателя комитета экономики Анна Рухмакова: Не дело исполнительной власти заниматься покупкой-продажей продуктов

Петербургские чиновники стараются повлиять на ситуацию с ценами доступными им способами.

Обоснован ли экономически резкий рост цен на продукты в наших магазинах? Или некоторые недобросовестные участники рынка, спекулируя, набивают себе карманы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проверить все звенья продовольственного рынка — производителей, поставщиков, торговые организации — и тщательно проанализировать результаты. Для этого требуется время.

Пока соответствующие организации проводят проверки, городские чиновники стараются повлиять на ситуацию всеми доступными им методами. Об этом мы беседуем с Анной Рухмаковой, заместителем председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.



— Какие меры принимаются для того, чтобы остановить рост цен?


— Мы живем в условиях рыночной экономики, поэтому колебание цен — это закономерный процесс. Однако город никогда не согласится с их резким повышением на товары, входящие в потребительскую корзину. Разумеется, наш комитет пристально следит за тем, что происходит на продовольственном рынке Петербурга. Еженедельно осуществляется мониторинг цен на основные социально значимые продтовары в 8 крупных сетевых торговых предприятиях, в 100 торговых точках, не входящих в сети, и в более чем 50 магазинах мелкорозничной торговли, а также на городских рынках. Кроме того, мы получаем сводки Петростата.

Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности города играет созданный почти 6 лет назад ГУП «Продовольственный фонд». На него возложены функции формирования, хранения и обслуживания запасов зерна для Санкт-Петербурга. В собственности фонда находится и мукомольный комбинат «Невская мельница».

Продовольственный фонд поставляет хлебопекарным предприятиям относительно дешевую муку для выпечки социальных сортов хлеба. В итоге уже около двух лет цены на ржаной хлеб и батон «Нарезной» из муки 1-го сорта остаются стабильными и ниже, чем розничные цены подобных изделий из другого сырья.

У фонда довольно большие запасы зерна — около 90 тысяч тонн. Их хватит, чтобы удовлетворять потребности населения Петербурга в хлебе в течение двух месяцев. Эти запасы постоянно пополняются, сейчас, например, 28 тысяч тонн зерна находятся на пути в Петербург.

Кроме того, в Смольном создана антикризисная группа под руководством вице-губернатора Михаила Осеевского, которая также следит за ситуацией на рынке. При комитете открыта горячая линия, куда каждый горожанин может позвонить и пожаловаться, если увидит, что в таком-то магазине продукты резко подорожали. Телефон — 576-09-20. Такая же линия создана и антимонопольной службой. Насколько нам известно, УФАС сейчас ведет проверки торговых сетей, производителей и поставщиков. И где-то в конце сентября объявит о результатах.

— Вы сказали, что при комитете работает горячая линия. Много поступает сигналов?

— Достаточно много. Но некоторые сигналы не подтверждаются. На днях одна уважаемая газета привела пример роста дороговизны. Мы сразу выехали в указанный гипермаркет и не нашли там тех «заоблачных» цен, о которых было написано. Дело в том, что есть товары разных производителей, разные расфасовки. Сравнивать сметану 15-процентной жирности со сметаной другого производителя 20-процентной жирности, мягко говоря, некорректно. Это все равно что сравнивать килограммы с литрами…

— В Законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» четко сказано, что в случае, если на один из социальных товаров поднимается цена в течение месяца более чем на 30 процентов, правительство РФ для субъекта может установить предельную розничную цену на этот товар на 90 дней. То есть заморозить цены. Гречка сейчас подорожала более чем на тридцать процентов, но почему-то никто цены не замораживает…

— Я сама — тоже покупатель и честно скажу: в магазине на Васильевском острове у моего дома на днях купила за 20 рублей 900-граммовую упаковку гречки. Я постоянно захожу в этот магазин, там есть не только простая гречка, но и гречка с грибами, с луком в упаковках, быстрого приготовления в пакетах, гречневые хлопья нескольких видов…

— А в магазине возле моего дома на Московском проспекте 900-граммовая упаковка гречки стоит 77 рублей. Может быть, городу все-таки есть смысл закупить гречку и пустить ее в продажу по доступным ценам?

— Я уже говорила, что расширение номенклатуры Продовольственного фонда не такое простое дело. А если под словом «город» вы понимаете комитет, то скажу, что не дело исполнительной власти заниматься покупкой-продажей продуктов, товаров. Такая деятельность вообще противоречит закону.

Мы поступаем иначе. На прошлой неделе встречались с белорусскими представителями, у них прекрасный урожай зерновых. Они готовы нам поставлять и гречку, и картофель, и другие плодоовощные культуры. Например, зерна они готовы нам поставить прямо сейчас 4 тысячи тонн. На совещание были приглашены и наши бизнесмены, которые занимаются поставками продовольствия. Мы их свели с белорусскими производителями, по сути взяли на себя функции продовольственной биржи…

Кроме того, у города есть соглашения о сотрудничестве с десятками регионов страны. В этих документах имеются пункты о поставках продовольствия в Петербург. Да и не за «железным занавесом» мы живем. Скоро проблема разрешится.

К сожалению, ситуация усугубляется еще и ажиотажем, когда люди начинают скупать тот или иной продукт мешками. Так было с солью несколько лет назад. Прошел какой-то слух, что соли не будет, и люди стали скупать ее в огромных количествах. Цены росли, пока уже все, кто хотел, не сделали запасы и перестали покупать соль, тогда цены остановились.

— Депутаты петербургского ЗакСа считают, что государство все-таки должно вмешаться в ситуацию с ценами…

— Может быть, и должно, но для этого нужна законодательная база. Вы упомянули депутатов, но от них же и зависит, какие у нас законы. Решение о замораживании цен должно приниматься на федеральном уровне.

В то же время, если посчитать: в среднем петербуржец в месяц съедает 5 буханок хлеба. Каждая пусть стоит 20 рублей. Значит, на хлеб он тратит 100 рублей. Если буханка подорожает, к примеру, на 5 рублей (на 25%), то в месяц расходы на хлеб увеличатся на 25 рублей. Разве это много? Но, как я уже говорила, на два массовых сорта хлеба сдерживали цены более двух лет, и будем их сдерживать впредь.

— Ваши прогнозы на будущее. Когда остановится рост цен?

— Мне кажется, что страсти вокруг цен уже утихают. А прогнозы можно будет делать в октябре, когда окончательно будет ясно, какой урожай собран. А заодно станут известны результаты работы УФАС. Сейчас делать прогнозы пока рано.

— Значит, до конца октября цены все-таки будут расти?

— Думаю, что если цены будут расти и дальше, то люди просто перестанут покупать товары, вы же сами говорите, что гречка уже кое-где стоит чуть ли не 80. Куда же дороже?

 

Анна Рухмакова уверена, что в среднем петербуржец в месяц съедает всего лишь 5 буханок хлеба. 


Тем временем

Статья закона о торговле, которая позволяет устанавливать допустимую цену на продукты, все-таки должна сработать в ближайшие несколько недель. Об этом заявил замглавы Минпромторга Станислав Наумов. Свои предложения по регулированию цен на продукты питания подготовило и Минэкономразвития.

По мнению Наумова, механизм сдерживания цен необходимо применить в регионах, где произошел рост цен на продукты более чем на 30 процентов. И тем самым отрезвить оптовиков, показав им некий коридор цен.

 

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх