Зимняя база в Токсове: cнести нельзя реконструировать
Мы продолжаем серию публикаций в рамках проекта, который открыли руководители средств массовой информации, входящих в Балтийскую медиа-группу (БМГ). Сегодня наш рассказ — о базе Школы высшего спортмастерства (ШВСМ) по зимним видам спорта в Токсове.
(Продолжение. Начало в номерах за 22 и 23 марта).
Мы продолжаем серию публикаций в рамках проекта, который открыли руководители средств массовой информации, входящих в Балтийскую медиа-группу (БМГ). Сегодня наш рассказ — о базе Школы высшего спортмастерства (ШВСМ) по зимним видам спорта в Токсове.
Мерзость запустения, типичная для этой базы еще каких-нибудь пять лет назад, здесь, надо признать, больше не царит. Деревянные трамплины, которые собственноручно сколотили тренеры спортшколы (прыгать с них было опасно, да и неудобно), снесены. Зато высятся два новых металлических трамплина — К-20 и К-40. В относительном порядке также 64-метровый трамплин, на котором можно проводить российские соревнования. Само здание, 1975 года постройки, разумеется, «морально и физически» устарело.
Отремонтирован административный корпус, столовая, даже сауна, открыт массажный кабинет... Работает завод по очистке воды, в которой содержание железа превышает все нормы. Вот только основной, 90-метровый трамплин, необходимый для организации международных первенств среди прыгунов и двоеоборцев, по-прежнему закрыт — его пока не удается ни снести, ни реконструировать.
«Школа высшего спортмастерства должна быть вершиной спортивной пирамиды, — встретил нас директор базы Александр Антоненко. — На деле же под нами нет никого и ничего». Хм, поглядим...
«Инспекторы» из БМГ, нагрянув в Токсово, застали руководство базы почти в полном составе. А вот спортсменов и учеников ШВСМ не обнаружили. Хотя в спортшколе худо-бедно культивируются десять ледово-снежных дисциплин (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, северное двоеборье, коньки, шорт-трек, керлинг, фристайл, сноуборд, горные лыжи). Неужели правдой были слухи, что еще пять лет назад сама спортшкола приказала долго жить?
— Нет, спортшколе мы не дали умереть: в нее ныне записано 180 учеников, — президент областной федерации прыжков с трамплина и двоеборья Леонид Баранов выдержал настоящую атаку со стороны главного редактора «Невского времени» Михаила Иванова.
— А почему не видно тренирующихся? — продолжал наступать Михаил Владимирович.
— Генерал Мороз сорвал наши планы. Поэтому наши воспитанники ныне занимаются в других местах.
— Ученики из Токсова или из Питера?
— Нет, со всей области: есть из Соснового Бора, Юкков, даже из Тихвина.
— Тренировки платные? — не унимался Иванов.
— Почему же? Все бесплатно.
— Инвентарь...
— Лыжи, комбинезоны, шлемы предоставила детям спортшкола.
— И есть успехи? — подключился к беседе редактор спортивных программ телеканала «100ТВ» Артем Татаринов.
— Да, наши двоеборцы Александр Никифоров и Дмитрий Матвеев претендовали на участие в Ванкуверской олимпиаде, но, когда один из них порвал связки колена, руководство сборной России отказалось выплатить 40 тысяч рублей на лечение, — отбивался седовласый президент. — Мы сами внесли эту сумму.
Если школа прыгунов и двоеборцев в Токсове хотя бы существует, то биатлонисты не имеют и ее. Нет на базе также биатлонной или лыжной трассы — была одна и ту застроили коттеджами. Как же они тренируются?
— Ну, мы берем 15 — 16-летних лыжников — благо лыжи в Северной столице полностью не умерли, — пояснил заместитель директора базы по спорту Александр Кузнецов, который курирует биатлон. — Те, у кого неплохо получается стрельба, становятся биатлонистами.
В каждой из спортивных дисциплин, которые культивируются в токсовской ШВСМ, есть свои — и большие — проблемы. Биатлонисты сетуют на несовершенство российского законодательства («В оружейной комнате разрешено единовременно хранить не более 15 тысяч патронов, — вздыхает Александр Кузнецов. — 15 тысяч выстрелов — да, столько должен сделать один биатлонист, чтобы получился результат»). Конькобежцы мыкаются по чужим каткам — в Коломне в Московской области. Двоеборцам и прыгунам не хватает не только трамплинов (на создание полноценного тренировочного центра с 90-метровым трамплином, лифтами-подъемниками, трибунами, по скромным подсчетам, требуется от 200 до 300 миллионов рублей, которые, однако, обещал выделить министр спорта России Виталий Мутко, когда год назад вместе с немецкими проектировщиками инспектировал состояние трамплинов), но и доверия со стороны руководства национальной федерации и тренеров сборной, которые в тренировках почему-то делают упор на прыжки.
— Наш Роман Лебедев — двоеборец современный: он лучше бегает на «гладких лыжах», чем прыгает с трамплина, — убежден Александр Антоненко. — Но накануне Игр в Ванкувере его «отцепили» от сборной.
Немецкие проектировщики заверили: трамплины в Токсове можно реконструировать. Но на приведение инфраструктуры базы в полный порядок потребуется от 200 до 300 миллионов рублей.
И тем не менее на вопрос корреспондента «ВП», смогут ли в Токсове в таких условиях за четыре года подготовить олимпийского чемпиона, Александр Антоненко ответил безапелляционно: «Сможем! И не одного — как среди юношей, так и у девушек».
Фото Натальи ЧАЙКИ
Наши рейды продолжатся. Ждите новых публикаций.