Зовите всех, чтобы увидеть Рембрандта по-новому
В большие, до пола, окна Николаевского зала Зимнего дворца проникает свет бледного февральского дня, несущий уже предощущение весны. А сам зал словно залит мистическим золотистым светом, который излучают полотна Рембрандта Харменса ван Рейна.
В большие, до пола, окна Николаевского зала Зимнего дворца проникает свет бледного февральского дня, несущий уже предощущение весны.
А сам зал словно залит мистическим золотистым светом, который излучают полотна Рембрандта Харменса ван Рейна. Великого голландского живописца XVII века. Впрочем, вряд ли стоит ограничивать его славу эпохой и страной, ведь его мастерство до сих пор остается непревзойденным.
Шесть полотен великого голландца, в том числе знаменитую «Данаю», купила еще основательница Эрмитажа императрица Екатерина II в 1772 году (из собрания французского барона Кроза). При ней же в 1779 году была приобретена в Англии коллекция Уолпола, в которой находилось девять картин Рембрандта. Сегодня Эрмитаж обладает одной из лучших (за пределами Голландии) в мире коллекций картин Рембрандта.
Ради того чтобы увидеть «Блудного сына», «Данаю», «Снятие со креста», «Святое семейство», «Жертвоприношение Авраама», люди приезжают в Петербург специально. Возле полотен художника посетители простаивают порой часами.
Эрмитажного Рембрандта теперь можно увидеть в прямом смысле в новом свете.
Иными словами, лишить человечество возможности видеть великие полотна было бы жестоко. Между тем паркетные полы в зале № 254 в галерее Нового Эрмитажа, где с середины XIX века «жили» шедевры Рембрандта, порядком поистерлись и давно требуют реставрации (напомним, что в музее посетителям разрешают ходить без специальных тапочек).
Руководство приняло мудрое решение — на время реставрации полов (которая предположительно продлится до середины апреля) перенести 23 шедевра Рембрандта в великолепный Николаевский зал, где обычно устраиваются временные выставки.
В центре зала выставлены сейчас три самых знаменитых шедевра: «Возвращение блудного сына», «Жертвоприношение Авраама» и, конечно же, прелестная «Флора» — античная богиня весны, в образе которой художник изобразил свою первую жену Саскию.
«Святое семейство» размещено на отдельном щите. Слева от входа расположились картины меньшего формата — например, «Портрет старика в красном».
Фото Натальи ЧАЙКИ
Прямая речь
Михаил Пиотровский:
— Николаевский зал — один из самых опасных залов Эрмитажа. Известно, что его цвет и свет часто так влияют на полотна, что шедевры живописи становятся похожими на открытки из рекламного буклета. Но с полотнами Рембрандта этого, конечно же, не происходит. Так же, как и с работами его школы, которые выставлены в этом же зале.
Продумывая экспозицию, мы отказались от размещения картин по хронологии. Мы руководствовались словами самого художника, который в одном из писем советовал повесить его картину в хорошо освещенном месте, так, чтобы ее можно было увидеть издали, тогда «она будет сверкать наилучшим образом». Я предлагаю всем обязательно прийти в музей, чтобы использовать редкую возможность увидеть Рембрандта в совершенно новом пространстве и при новом освещении.