Антонио Бандерас разогнал тучи
2 мая, площадь Искусств, вход в Михайловский театр. Открывается Первый Санкт-Петербургский международный кинофорум. По красной дорожке маршируют знаменитости: Богдан Ступка, Михаил Пореченков, Алексей Герман-младший. Корреспондент «Вечёрки» полтора часа простоял под дождем, ожидая открытия Кинофорума. Но когда появился Бандерас, выглянуло солнце.
Корреспондент «Вечёрки» полтора часа простоял под дождем, ожидая открытия Кинофорума. Но когда появился Бандерас, выглянуло солнце.
— Что я здесь все-таки делаю? — в десятый раз задаюсь одним и тем же вопросом, уворачиваясь от холодных струй дождя и вслушиваясь в веселенькую электронную аранжировку Моцарта, звучащую над толпой.
И тут же отвечаю сам себе: 2 мая, площадь Искусств, вход в Михайловский театр. Открывается Первый Санкт-Петербургский международный кинофорум. По красной дорожке маршируют знаменитости: Богдан Ступка, Михаил Пореченков, Алексей Герман-младший.
Погода, кажется, решила показать себя с лучшей стороны: аккурат к началу церемонии, к 6 вечера, на город хлынули настоящие потоки. Обычно ведь к большим праздникам облака разгоняют. Тут, кажется, реагенты в самолете то ли случайно перепутали, то ли нарочно подменили. Но красная дорожка проложена под навесом, так что на звезд не попадает ни капли влаги.
Журналисты толпятся за изгородью. В сам театр их (несмотря на обещания организаторов) пока что не пускают. Делать им тут особо нечего: фотография и видеосъемка запрещены организаторами. Навес для них не предусмотрен. Остается глазеть на проходящих мимо звезд и прикрывать прически пресс-кейсами.
Мрачный поначалу Бандерас повеселел и даже стал перешучиваться со зрителями.
Все ждут, конечно, главного героя фестиваля — Антонио Бандераса. Последний раз такую промозглую серую погоду звезда экрана видел, должно быть, в фильме «13-й воин», где он путешествует вместе с викингами примерно в эти же места. Бандераса даже сложно представить себе в этом антураже.
Однако лимузин подкатил, и вот он: сперва мрачный, а потом вдруг улыбающийся, машущий рукой и даже перешучивающийся с передними рядами. Внезапно дождь прекращается и даже проглядывает кусочек голубого неба.
В Михайловском (куда журналистов наконец пустили) церемонию открытия ведут Федор Бондарчук и Анастасия Вертинская, как-то заторможенно, словно в полусне, выговаривающие слова.
Выступила Эмма Шапплин. Француженка — в шали, которая в какой-то момент соскальзывает с белых плеч, открывая прекрасное тело, затянутое в какой-то корсет. На заднем фоне топчется хор и жарят барабанщики с гитаристами. Шапплин, несмотря на рок-н-ролльное оформление, поет какие-то смутно знакомые арии. В сущности это продолжение того же бравурненького электронного Моцарта...
Совершенно выбивается из всеобщего стиля, знакомого по любым нашим «торжественным церемониям», манера поведения Алексея Германа-старшего. Такое впечатление, что сам Герман пришел с какого-то другого, куда менее официозного и более человечного праздника. Он медленно вышел на сцену в смокинге, с бумагами в руке и стал говорить:
— Как сказал мне когда-то академик Лихачев: «Если нет искусства, то зачем — все?» Хороший, настоящий художественный кинематограф — великая вещь. Но я хочу сказать о хронике и документальном кино. Я как-то смотрел послевоенную хронику, где работали ковши экскаватора — на Лиговке, на Исаакиевской площади. И камера, следя за движением ковша, то и дело выхватывала лица людей, стоявших вокруг, — в осенних сырых, бедных пальто, с кошелками, с авоськами. И я вдруг понял, что я видел настоящих, непридуманных героев тысячелетия. Правдивое кино о них нам всем необходимо — для того чтобы сплотиться и еще больше любить друг друга, чем мы стараемся это делать...
Что именно стоит посетить на нынешнем кинофоруме, посоветовал Константин Шавловский, координатор документальной программы.
«Достоин внимания фильм «Шоа», который будет идти 5 мая в 14 часов в Доме кино, — дает он свои рекомендации. — Это такая грандиозная 9-часовая документальная сага, которая со всех сторон исследует, что такое фашизм и холокост, — используя свидетельства и жертв, и палачей, фильм погружает в определенный ритм. Его очень важно посмотреть от начала до конца. Не менее важен 5-часовой фильм Александра Сокурова «Духовные голоса» — его покажут 4 мая в киноцентре «Родина» в 16 часов. Сокуров в 94-м году исследовал войну на границе Таджикистана и Афганистана — буквально под пулями, не только как режиссер, но и как оператор.
Еще 3 мая была премьера нового сокуровского фильма «Читаем «Блокадную книгу», а 5 мая в «Родине» в 19 часов покажут короткометражные документальные фильмы «И ничего больше» и «Жертва вечерняя».
Фото Виктора Казакова