Богдан Ступка: Меня даже в президенты Украины звали!
В Петербурге начались юбилейные (посвященные 90-летию театра) гастроли Национального академического драматического театра имени Ивана Франко. Прославленный коллектив ныне возглавляет народный артист СССР и Украины Богдан Ступка.
В Петербурге начались юбилейные (посвященные 90-летию театра) гастроли Национального академического драматического театра имени Ивана Франко.
Прославленный коллектив ныне возглавляет народный артист СССР и Украины Богдан Ступка. Знаменитый актер и мудрый худрук сделал почти невозможное: привез в Питер громадную труппу сразу с пятью спектаклями — «Кайдашева семья», «Тевье-Тевель», «Швейк», «Легенда о Фаусте», «Женитьба», что пройдут на сценах БДТ имени Г. А. Товстоногова и ДК «Выборгский». Гастроли носят явно некоммерческий характер, и, по словам Ступки, «театру просто есть что показать петербургской публике и чему научиться у нее». Ну а то, что гастроли совпали с президентскими выборами на Украине, так вся наша жизнь нынче пронизана еще и политическими мотивами...
Сейчас мой «Орел» не такой тяжелый, каким он был за «Водителя для Веры»
— Богдан Сильвестрович, мы хорошо знаем вас как актера и намного хуже — как художественного руководителя театра... Как вы строите репертуар?
— Очень просто: что я сам люблю, чем я увлекаюсь, то и создает репертуарную политику театра. У классиков написано абсолютно все и обо всем. Конечно, лучшие произведения мировой драматургии должны быть на нашей сцене. Должны присутствовать и современные произведения, если это достойная драматургия (в феврале выпустим спектакль «Гимн демократической молодежи» по повести Сергея Жадана).
Еще в начале XX века наши украинские корифеи в город на Неве приезжали и в советское время сюда спешили, чтобы показать, что ты умеешь, о чем думаешь, о чем мечтаешь. В этот раз я хотел привезти девять спектаклей, но мне сказали, что я — сумасшедший... А я не могу забыть то время, когда мы приезжали в Питер и Москву, каждый наш спектакль бурно обсуждали критики, зрители, то есть мы помогали друг другу, не были в замкнутом пространстве. Вот и нынче пусть мы привезли не девять, а пять названий, но все равно приехали не на коммерческие, а на чисто творческие гастроли. Пять наших спектаклей — на любой вкус и возраст.
— Правда, что вы отказывались от роли Бульбы в фильме Владимира Бортко?
— Я вырос на тех книгах, где Тарас едва умещался на картинке: такой широкоформатный, 20 пудов весом! Но, знаете, я успокоился, когда подсчитал, что Бульба должен весить 320 кг (это и есть 16 пудов!), а это явная гоголевская гибербола, потому что таким он быть не мог, в этом случае он бы не только на лошади не сидел, он бы просто сесть не мог, он бы лежал в лежку... Мне очень помог режиссер Владимир Бортко, он очень силен в гоголевском материале, мы с ним делали роль в тандеме, плюс был прекрасный оператор Дмитрий Маас. Но все равно я ни за одну роль так не переживал, не комплексовал, а успокоился только после выхода фильма, когда критики стали писать, что им понравился мой Тарас Сильвестрович Бульба.
— Вы рассчитывали получить «Золотого орла» за эту роль?
— В этот день я был в Москве на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Чехова. Ваш президент дал самолеты, и вся конференция — итальянцы, французы, немцы, англичане, все мы полетели в Таганрог. Возвратились поздно, едем из Внукова на «Мосфильм», мне звонит ассистентка: «Вы где?» — «Я в пробке». Она звонила каждые 5 — 7 минут, и я понял, что мне светит «Золотой орел»... Я был такой уставший, до финала не досидел, мы с супругой ушли в гостиницу, выпили какого-то вина.
— Эта премия подкрепляется денежным эквивалентом?
— Я не в курсе. Может, еще позвонят (улыбается). Но сейчас «Орел» не такой тяжелый, как был, когда я получил его впервые за «Водителя для Веры». Нынешний стал намного легче, его «обтесали» что ли... Первого я не мог поднять, а этого можно нести в руках.
— Если украинский актер получает высшую российскую премию, это уже не вызывает ни у кого из националистов желчи на Украине?
— Нет ничего такого. Мы живем, работаем, творим в совершенно нормальной обстановке.
В начале «нулевых» я провел 17 мгновений весны (улыбается) — 17 месяцев — в кресле министра культуры Украины, в свое время меня даже в президенты звали, а теперь я далек от политики, чем очень доволен. У меня все-таки слишком образное, художественное мышление, а настоящий политик должен быть прагматиком. Нынешние выборы прошли в нормальной, спокойной обстановке, и у меня новому президенту только одно пожелание: не забывать про культуру, про театры и музеи, про кино и библиотеки. Поверьте, мы не зря получаем зарплату и аплодисменты. Наш театр ездит по всему миру, играем на украинском, и всюду аншлаги, даже в таком русскоязычном городе, как Севастополь.
Батько, поменяй фамилию!
— Роль Треплева в вашем спектакле «Чайка» играет не кто иной, как Дмитрий Ступка, ваш внук... А в Театре Ивана Франко один из ведущих актеров — Остап Ступка, ваш сын. Не боитесь обвинений в протекционизме?
— Я не только актер, но еще и заядлый театральный зритель — посещаю очень много спектаклей и на Западе, и в России, я в курсе всего самого интересного. Вот даже в Питере посмотрел «Дядю Ваню» Вахтанговского театра. И могу со всей ответственностью сказать, что среднее поколение актеров Театра имени Ивана Франко — очень яркое, высочайшего класса. Мой сын Остап в этой актерской компании — не последний. Прекрасно играет Хлестакова, Фигаро, молодого Фауста. Мы вместе с ним играем в «Легенде о Фаусте», «Короле Лире». В свое время Остап шутил: «Батько, поменяй фамилию! Две Ступки в одном театре — это много!» Это он мне предлагал, чтобы я поменял фамилию (смеется).
В кино его судьба пока не так удачно складывается, но ничего, у меня тоже не все удачно было в кино до недавнего времени. Важно, что Остап теперь хочет сниматься в кино. А когда маленький был, то, помню, мы снимали что-то возле Миргорода, и режиссер говорит моему сыну: «Я хочу тебя снять в небольшом эпизоде». А он ответил: «Я не хочу!» — и побежал в лес собирать грибы, ему там интересней было, потому что бабушка научила его собирать грибы.
А внук Дима действительно — мой студент. В этом году окончит Киевский университет театра и кино. Ему уже 23, он не сразу определился с выбором профессии, сначала хотел быть журналистом, телеведущим. Но вырос в актерской семье, и уже в 10 — 12 лет было видно, что на нем природа не отдохнет. В спектаклях каких-то мальчиков играл, дома уморительно копировал артистов, вот и решил династию продолжить. Мы тут со студентами поехали в Москву, в Школу-студию МХАТ, там играли «Чайку», и ко мне подошел один кинорежиссер: «Парень мне с серьгой понравился!» Не знал, что он мой внук. Пригласил Димку на пробы в фильм «Мы из будущего-2», потом утвердили его на одну из главных ролей. Снимали под Петербургом, в районе Токсова. Он тут все лето провел.
— А женщины в вашей семье столь же талантливы?
— Моя жена могла бы стать балериной Кировского театра. Она окончила Бакинское хореографическое училище. Когда Юрий Григорович приехал в Баку, то приметил эту стройную, как статуэтка, девочку и предлагал переехать в город на Неве, учиться хореографии. Но ее отец погиб во время войны, семья бедно жила. Мама ее на заводе работала: «Доченька, что ты будешь делать в Ленинграде, тяжело будет тебе, я не смогу помочь!» Вот она и не поехала. Она потом шикарно танцевала, но как только стала матерью, с легким сердцем ушла со сцены. Она самая лучшая мать и бабушка. У нее трое внуков плюс мы с сыном — пять человек, над которыми она дышит, с утра до вечера про них думает. Так что мне повезло.
— Вы уже написали толстую книгу мемуаров?
— Сейчас пишу. На украинском и на русском языках выходили несколько книг обо мне. Одна такая толстая — «Мастер». Там такая обложка — с ума сойти.
Беседовал Болеслав СОКОЛОВ, фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Интервью Искусство Кинозал Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов