Цены рванули вверх
Экзотический международный праздник — Всемирный день яйца, который отмечается во вторую пятницу октября, горожане встретили без особого энтузиазма: яйца в магазинах стремительно дорожают.
Экзотический международный праздник — Всемирный день яйца, который отмечается во вторую пятницу октября, горожане встретили без особого энтузиазма: яйца в магазинах стремительно дорожают. Только за последние две недели цена за десяток выросла на пять рублей. В июле и августе подорожание шло более медленными темпами. Сегодня десяток отборных столовых яиц в сетевых магазинах стоит 62,89, тогда как еще 25 сентября он стоил 57,79. Цена на диетические яйца вообще зашкаливает — 71 рубль 89 копеек за десяток.
В отделе маркетинга одной из самых крупных на Северо-Западе птицефабрик «Синявинская» в ответ на сетование корреспондента «ВП» на высокие цены пожаловались: «В этом году на птицеводов Ленобласти свалились сразу все несчастья: во-первых, засушливое лето привело к неурожаю зерновых, а это главная составляющая кормов. Производители повысили стоимость зерна в разы, и птицефабрики вынуждены покупать его по таким ценам, что отражается на себестоимости продукции. Кроме того, летние ураганы привели к авариям и отключению электроэнергии, а в птичниках и в инкубаторах должен поддерживаться определенный микроклимат. В результате начался падеж поголовья, птицефабрики понесли большие убытки, и их надо покрывать».
Иными словами, никакой гарантии того, что в ближайшее время цены на яйца не продолжат расти, птицеводы не дают. Более того, цены на куриное мясо, которые оставались до недавнего времени стабильными, также пошли в рост.
Похоже, для многих россиян сливочное масло и яйца станут роскошью...
Кстати, маркетологи крупных торговых сетей отмечают, что за последние три месяца посетителей у них значительно прибавилось — благодаря тому, что цены в сетевых магазинах хоть и растут, все же остаются более низкими, чем в небольших магазинах.
Однако и в сетевых магазинах сегодня все перепуталось. Некоторые наши марки уже догнали по цене, а то и перегнали импортные. Например, на одной полке соседствуют новозеландское масло «Анкор» в двухсотграммовых пачках (82% жирности) и пачки масла такого же веса и такой же жирности одной известной отечественной торговой марки. Первое стоит 51,89 руб., второе — 79,29 руб. По идее это должно означать, что наш продукт значительно лучше импортного, однако так ли это на самом деле? То есть теперь высокие цены уже не гарантируют отличное качество. Озадаченные покупатели чешут затылки, стоя у торговых стеллажей.
— Привык покупать наше масло, оно всегда было дешевле импортного, — говорит Петр Николаевич, постоянный покупатель сетевого магазина, — но теперь отечественное так подорожало, что, наверное, придется перейти на импортное.
— Импортное масло дешевле, так как эту партию завезли раньше, когда цены на отечественную продукцию еще так сильно не подскочили, так что, думаю, оно тоже вскоре подорожает, — предположила раскладывающая на полках продукты девушка-мерчандайзер.
Основания для таких предположений имеются, так как цена на финское масло «Валио» растет синхронно с ростом цен на российскую продукцию. Еще 15 дней назад пачка кислосливочного «Валио» стоила 75 рублей, а сегодня уже 92. В то же время, по словам директора по маркетингу петербургского молочного завода Никиты Волкова, в Финляндии стоимость сырого молока значительно ниже, чем в России. Откуда же тогда такие цены на финское масло? С этим вопросом мы обратились в дистрибьюторскую фирму, которая импортирует этот продукт на российский рынок. Пресс-секретарь фирмы Евгения Понятова пообещала прислать ответ в письменном виде в первой половине дня в понедельник, но на момент сдачи номера в печать мы его так и не получили.
Что касается взлетевших цен на отечественное сливочное масло и молочные продукты, то переработчики объясняют это напряженной ситуацией на молочном рынке.
— Сегодня производители молочной продукции работают в условиях жесткого дефицита сырья, — рассказал Никита Волков. — Еще в середине лета из-за жары на фермах Ленобласти, которые поставляют треть молока в город и область, надои упали примерно на 20%. Естественно, цены на сырое молоко тотчас же подскочили не менее чем на 20%. В августе нам удалось согласовать повышение цен на молочную продукцию на 18%. При этом рентабельность производства снизилась на 2%. Это для нас критический показатель, поэтому необходимо покрывать убытки…
Что касается прогнозов на будущее, то они неутешительные. По словам Никиты Волкова, с наступлением холодов надои обычно снижаются на 2 — 5%, а это значит, что ситуация с ценами стабилизируется еще не скоро.
Редакция ждет ответа от комитета по агропромышленному комплексу Ленинградской области, ООО «Валио» и птицефабрики «Роскар», куда были отправлены письма с просьбой прокомментировать ситуацию, которая сложилась на продовольственном рынке.
Фото Натальи ЧАЙКИ