Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Мои звезды прекрасны?

Поклонники — это сила. Она может быть разрушительной, может быть созидательной. Но, безусловно, она имеет право быть. И от этого никуда не деться ни артистам, ни самим поклонникам. Что такое фанатизм и может ли он быть полезным?

В недавно прошедшем в российских кинотеатрах фильме «Мои звезды прекрасны» (слоган которого выглядит так: «Звезды и поклонники — вечная любовь и вечное противостояние») три кинодивы, устав от невменяемого поклонника, устраивают ему казнь египетскую. Надо сказать, парень вел себя по-хамски: устроился уборщиком в актерское агентство, чтобы не только знать все тайны обожаемых дам, но и вмешиваться в их жизнь. Отдача была такова, что (даже понимая всю мерзость поведения фанатичного товарища) не знаешь, кому больше сочувствовать: талантам или их поклоннику.

«В целом — да, не только звезд могут достать. Они могут достать и сами», — говорит режиссер фильма Летиция Коломбани. И одновременно признается: «Я сочувствую поклоннику из своей картины уже потому, что меня интересуют люди, обитающие в воображаемом мире, одержимые навязчивыми идеями. Этот человек вообще не живет своей жизнью — он живет только интересами любимых актрис-идолов».


«Мне нравятся порывы души…»

Людей, которые исправно ходят на концерты Людмилы СЕНЧИНОЙ, фанатами назвать сложно. И сама она это слово очень не любит, как не признает и фан-клубы: может, они у нее и есть, но она в этом не участвует. Людмила Петровна чрезвычайно внимательна к своим поклонникам. Куда бы она ни приехала с концертами, непременно выделяет время на то, чтобы сфотографироваться, дать автограф, пообщаться, выслушать. «Толпы фанатов у меня никогда не было, — говорит она, — я это не ценю. Не люблю организованных движений. Мне нравятся порывы души…»

— Людмила Петровна, наверное, поклонники советского времени очень отличаются от современных?

— Должна вам сказать, что не разделяю поклонников по времени. Люди всегда люди. Единственное, на что я обращаю внимание: при советской власти не было такой армии секьюрити, как сейчас. В этом смысле теперь проще, конечно, — никто не лезет, за руки не хватает.

— Раньше и такое бывало?

— Да. Особенно когда я работала в театре. Потом, когда из театра ушла, у меня очень изменился круг поклонников. Но все равно иногда случались неприятные вещи.

— Например?

— У меня был один поклонник — он был душевнобольным человеком. Звонил мне постоянно со всякими признаниями. А однажды я переехала в новую квартиру и обнаружила, что он специально переехал в дом напротив и наблюдает за мной из окна своей квартиры. Я с собакой иду гулять — он за мной. Мусор выношу — он меня на лестнице поджидает.

— Но и радость поклонники доставляют наверняка?

— Да, конечно. Есть среди них люди, которые здорово мне помогают, подставляют плечо в трудную минуту, дарят подарки. Это не толпа, это конкретные люди, с которыми я могу и хочу общаться. Одна моя давняя поклонница, которая раньше жила в Архангельске, какое-то время назад переехала в Петербург, я еще помогла ей с обменом квартиры. Так вот, в определенный, тяжелый момент моей жизни она меня очень поддержала. Татьяна вообще очень образованный человек, очень умный — писала мне из Архангельска потрясающие письма, и я все до сих пор храню.

Я буду жить, или Счастье «брюнетки»

Артист Леонид МОЗГОВОЙ рассказывал о зрительнице, подошедшей к нему после одного спектакля. Она сказала, что у нее умер муж и долгое время она не знала, как ей жить дальше и жить ли вообще. Но пришла на спектакль, увидела, услышала в нем что-то, что придало ей силы. Сказала Мозговому, что будет жить. И благодарит его за это…

Катина история очень похожа на эту. Вообще-то Катю зовут Кэтрин, потому что она — наполовину англичанка, и все — и домашние, и друзья — называют ее Коди. Она с недавних пор — неформальный лидер питерских «брюнеток».

Это началось много лет назад, когда в Россию пришел мюзикл «Notre Dame de Paris». В начале был оригинал — постановка, которую осуществили в Канаде, а потом и в Париже поэт Люк Пламондон и композитор Ришар Коччианте. Артисты оригинальной версии стали звездами, их рвали на части. Но европейским зрителям эта любовь доставалась гораздо легче: любимцы были под боком. У нас же видеозапись спектакля во Дворце конгрессов бродила в Интернете, а сольные альбомы участников было не достать; о том, что кто-то из них приедет к нам с концертами, можно было даже и не мечтать. А «брюнетки» — мечтали. И мечты их осуществились — всего каких-то двенадцать лет спустя.

«Брюнетками» называются поклонницы канадского певца Брюно Пельтье — в «Notre Dame de Paris» он был поэтом Гренгуаром. Широкой российской аудитории он был все это время почти неизвестен, но «брюнетское» движение росло и росло: появлялись новые, совсем юные поклонницы, присоединялись к старшим товарищам. Всеми правдами и неправдами они находили альбомы своего префере, учили французский, кто мог — ездил на концерты на другой конец света. Пару лет назад «брюнетки» поняли, что если они чего-то хотят, то должны сделать это сами. Нашли продюсера, который согласился привезти сюда нераскрученного Пельтье при условии, что «брюнетки» сами займутся раскруткой, промоушном, рекламой.

Социальные сети взрывались от призывов. Российский фан-клуб Пельтье получил звание официального. 7 августа 2009-го (в день рождения Пельтье, увлеченного велоспортом) в Москве состоялся велопробег в его честь. Движение было перекрыто, о «брюнетках» писали в СМИ. В ноябре он приехал. Все были в восторге: зрители — от того, как это было прекрасно, сам Брюно — от того, как его приняли зрители в России. Все вместе теперь уже — в анналах истории, потому как случай беспрецедентный: впервые зрители получили возможность видеть того артиста, которого хотели, а не того, кого предлагает им отечественный шоу-бизнес.

Коди, Наташа, Ксюша — питерские «брюнетки». Коди любит Брюно не потому, что он красиво поет (а поет он красиво — на нашей эстраде таких нет. — А. Б.). «Я не отношусь к Брюно как к музыканту, — говорит она. — Он для меня — как товарищ, по жизни идущий рядом со мной». Когда-то он  — его песни — вытащил ее из жесткой депрессии. И до сих пор терапевтический эффект налицо: становится плохо — наушники нацепила — становится хорошо. Жизнь Коди не назовешь несостоявшейся: муж, взрослые уже дочки, интересная работа. Обвинений в том, что страстная любовь к артистам — ущербна, она не принимает: «Почему люди, которые собирают марки или увлекаются дизайном, считаются нормальными, а мы с нашим увлечением — не от мира сего?»

Ксюше — 20 лет, она студентка. Когда говорит о Брюно, глаза горят. Ксюша всегда участвует в «брюнетских» мероприятиях, что, как считает старший товарищ — Коди, гораздо полезней для подрастающего поколения, чем шастать без дела. Наташа — медсестра, у нее, как и у Коди, две дочки. Младшая выросла на песнях Пельтье, обожает его не меньше мамы. Распевает знаковую «La Manic» и спрашивает у Наташи: «Мама, а ты на Брюно женишься?»

«Жениться» на Брюно никто не собирается. У них другие задачи — они мечтают привезти Пельтье в Петербург. Точно так же найти продюсера, заняться продвижением. Что важно: им не хочется трогать своего кумира руками, обниматься с ним на фотосессиях, знать, что он ест на завтрак и какое носит исподнее. Они радуются тому, что он есть, и радуются конструктивно.

Люблю тебя до смерти

Зачем вообще артистам нужны поклонники? Зачем самим поклонникам нужны предметы их обожания? Психолог Виктория ПЕШКОВСКАЯ считает, что поклонение хорошо в умеренных дозах, да и то — скорее в юности.

— Зачем людям нужны кумиры?

— Кумиры нужны людям как определенные ориентиры: каким быть, на кого походить, к чему стремиться. С этой точки зрения первые кумиры ребенка — родители. У них он учится по подражанию говорить, понимать, действовать, копируя зачастую не только фразы, но и интонацию, и манеру поведения. С началом подросткового возраста, когда родители перестают быть безусловными авторитетами, их место занимают кумиры из молодежной среды: поп- и рок-звезды, киноактеры, спортсмены и т. д. Знаменитости притягивают — своим достатком, своими достижениями, своей яркой внешностью.

— В каком случае так называемое фанатство, или поклонение, может быть опасным или, наоборот, полезным?

— Поклонение кумирам — один из этапов взросления. В этот период активизируются потребности подростка в признании, уважении, принадлежности к социальной группе. Главная функция привязанности к знаменитостям — расширение социального общения. Подростки, которые почитают кумиров, более популярны у сверстников. Постоянное обсуждение жизни кумиров эффективно сплачивает круг друзей и одновременно позволяет им быть эмоционально автономными от родителей. Это объединяет единомышленников, позволяя им делиться своими чувствами и переживаниями, формирует молодежную культуру. Но — библейская заповедь «не сотвори себе кумира» предупреждает об опасных последствиях поклонения знаменитостям. Недаром поклонников часто называют фанатами, что по своему смыслу близко к фанатикам.

— Так чем поклонник отличается от фаната?

— Фанатизм в любом его проявлении предполагает отсутствие критичности во взглядах, стремление к цели любыми средствами, не учитывающими морально-нравственной стороны поведения. Что может проявляться, например, у фанатов футбольных клубов, которые в минуты радости от победы или огорчения от поражения могут крушить все на своем пути. Поклонение кумиру — один из примеров любви-зависимости, в которой человек не представляет своего существования без объекта своего поклонения. Он готов отказаться от своих собственных интересов, желаний, пристрастий, а порой и от собственной жизни. Особенно ярко это проявляется после смерти кумира, что может выливаться в злость и депрессию. «Он ушел, а мне нужно как-то жить». Некоторые из подростков не могут пережить такое горе и кончают жизнь самоубийством.

— И все-таки мы можем говорить о пользе умеренного поклонения?

— Да, в поклонении кумирам есть и положительные стороны. Еще раз хочу подчеркнуть, что это нормальный этап взросления молодого человека. Принадлежность к фанатам в более старшем возрасте может характеризовать личность как недостаточно зрелую, остановившуюся в своем развитии.

Поклонники — это сила. Она может быть разрушительной, может быть созидательной. Но, безусловно, она имеет право быть. И от этого никуда не деться ни артистам, ни самим поклонникам.

Если говорить не о поклонении, а о фанатизме, то, увы, он может принести больше горя, чем радости.

В России такая же история случилась после гибели Виктора Цоя — в течение месяца десятки подростков свели счеты с жизнью.

  •   София Ротару в течение четырех лет не могла избавиться от поклонницы, которая ездила на все ее концерты, врывалась в гримерку, вмешивалась в ее личную жизнь. Кончилось тем, что Ротару подала в суд.
  •   Голливудский актер Мэтт Дэймон тоже не смог обойтись без помощи полиции, когда в его дом ночью забралась девушка, пожелавшая переночевать в постели своего кумира.
  •   Джорджу Клуни, можно сказать, повезло — в его дом никто не врывался, но на прошлом Каннском фестивале журналист нетрадиционной ориентации, влюбленный в Клуни, на виду у всех требовал подарить ему «всего один поцелуй».
  •   Письма с угрозами неоднократно получала Кэтрин Зета-Джонс. Автором оказалась влюбленная в ее мужа, Майкла Дугласа, поклонница. Зета-Джонс подала в суд, и дело закончилось для бедной барышни тремя годами лишения свободы.


Алла БРУК

↑ Наверх