Восемь километров по Обводному
Итак, продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка четвертая. Сегодня мы рассказываем о Духовной академии и об известных людях, так или иначе связанных с ее историей.
Итак, продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка четвертая (Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6 и 13 ноября).
Сегодня мы рассказываем о Духовной академии и об известных людях, так или иначе связанных с ее историей.
За «Невской мельницей» едва начавшаяся набережная Обводного канала заканчивается у здания послевоенной постройки, в котором сейчас располагается «Технопарк» холдинговой компании «Ленинец».
Ленинский профиль на административном здании мельницы, называвшейся многие годы в его честь; его имя, перешедшее по наследству современному холдингу... Хоть и был вождь мирового пролетариата атеистом, но поговорку «бог любит троицу» вспомнить все же уместно. К профилю и имени прибавим цитату из вождя: «...Всей образованной и мыслящей России дорог писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против... самодержавного правительства».
Маршрутом Добролюбова
Эти строки посвящены литературному критику Николаю Александровичу Добролюбову. А вспомнить о нем заставляет тот факт, что где-то здесь в середине позапрошлого века стоял небольшой трехоконный домик служителя Александро-Невской лавры, в котором в августе 1853 года он поселился, впервые приехав в Петербург из Нижнего Новгорода. «Здесь я занимаю пока небольшую, впрочем, чистенькую комнатку, отделенную только перегородками от других двух, что дает мне возможность знакомиться с петербургскими нравами (в низшем, конечно, классе)», — написал он вскоре о своем месте жительства.
Сын священнослужителя, Добролюбов поселился здесь не случайно, ведь приехал он в Петербург для обучения в Духовной академии, располагавшейся напротив. В нее он ходил через Шлиссельбургский мост, первый построенный Петром Базеном.
Интересно, что, ежедневно переходя через Обводный канал, Добролюбов совершенно не обращал на него внимания.
Так, в сентябре, через полтора месяца после приезда в российскую столицу, он пишет родителям: «...Куда ни пойдешь, везде то Фонтанка, то Нева, то Невка, то Большая Нева, то Малая Нева, то Малая Невка... и не сочтешь, и перепутаешь».
Видимо, эта водная протока не впечатлила семнадцатилетнего Добролюбова. Впрочем, как и перспектива обучаться в Духовной академии. Он поступил в Главный педагогический институт, объяснив родителям в письме, что «совсем не склонен и не способен к жизни духовной и даже к науке духовной».
Зато его литературно-критическая деятельность в некрасовском журнале «Современник» одухотворяла молодые умы, а похороны двадцатипятилетнего властителя умов 20 ноября 1861 года превратились в демонстрацию, встревожившую власть. Погребение Добролюбова рядом с другим критиком, Виссарионом Белинским, предопределило появление Литераторских мостков — части Волковского православного кладбища — как некрополя литературных деятелей и места общественных выступлений, носивших в политическом отношении оппозиционный характер.
Здоровое тело в здоровом духе
Однако вернемся на Обводный канал, чтобы подойти к Духовной академии, в которую не стал поступать Добролюбов.
Учреждена Духовная академия была в 1809 году и размещалась первоначально в одном из корпусов Александро-Невской лавры. Митрополит Амвросий Новгородский и Петербургский предложил выстроить для нее отдельный корпус. Из четырех представленных в Комиссию духовных училищ планов был выбран план Луиджи Руска. Архитектор, на несколько лет покидая Россию, рекомендовал к возведению здания своих коллег Иосифа Шарлеманя и Франца Руска, но за то время, что он отсутствовал, строительство не велось. Наконец, в 1817-м император Александр I поручил Луиджи Руска разработать новый план.
Для академического корпуса был отведен участок у Обводного канала. В 1819 году здание было возведено.
Сегодня, когда смотришь на это произведение талантливого зодчего, кажется удивительным, что главный фасад трехэтажного здания с ионическим колонным портиком в центре обращен в довольно-таки узкий двор, а к каналу корпус выходит боковым фасадом.
Объясняется же это тем, что Руска ставил здание лицом к Неве. В годы строительства Духовной академии совсем не предполагалось строить здесь хлебные амбары, которые появятся только через тридцать лет и закроют вид с Невы на Духовную академию.
В этом здании Духовная академия просуществовала 99 лет. В 1918 году она была закрыта, помещения были переданы ремесленному училищу.
В здании Духовной академии теперь Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии...
В октябре 1950 года в соответствии с распоряжением совета министров СССР в Ленинград переводился Московский техникум физической культуры и спорта. Ему отвели место на Сергиевской улице в Яблоновке. Но там техникум не просуществовал и одного учебного года. В августе 1951-го ему отдали все помещения ремесленного училища. С тех пор на Обводном канале, 7-а, готовят специалистов в области физкультуры и спорта. Ныне учебное заведение согласно новой моде или веянию времени имеет другой статус — теперь это Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии.
«В здоровом теле здоровый дух». Это знаменитое выражение без лукавства и иронии весьма применимо к этому учебному заведению, расположенному в здании Духовной академии.
Достаточно вспомнить имена хотя бы нескольких его выдающихся выпускников — олимпийских чемпионов. Тяжелоатлет Федор Богдановский, чемпион Олимпиады 1956 года, установивший десять мировых рекордов, лыжница Алевтина Колчина, победившая в Инсбруке в эстафете 3 х 5 километров, велосипедист Сергей Сухорученков — герой Московской Олимпиады!
Олимпийская чемпионка лыжница Нина Балдычева не только сама была большой спортсменкой, но еще и воспитала Любовь Егорову, шестикратную олимпийскую чемпионку, которой присвоены звания Героя России и почетного гражданина Санкт-Петербурга.
А выпускнику техникума, чемпиону в классической борьбе на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне Николаю Соловьеву (1930 — 2007) при жизни был установлен памятник у Комплексной школы высшего спортивного мастерства на Каменном острове. На его открытии 4 сентября 2003 года директор спортшколы Василий Шестаков сказал: «Подобные скульптуры возрождают традиции Древней Греции, где на родине олимпийцев при жизни ставили памятники». Автор скульптуры — Альберт Чаркин.
Предпринимались попытки вернуть здание колледжа тому, для кого оно строилось изначально, однако пока колледж достаточно основательно занимает эти помещения.
Имена
Мы вспомнили спортсменов, принесших нашей стране олимпийские медали и славу. Было бы несправедливо, отходя от этого здания, не вспомнить о некоторых выпускниках Духовной академии. Среди них Иван Васильевич Чельцов, писатель, редактировавший в 1870-е «Христианское чтение», писатель Димитрий Иванович Ростиславов, автор сочинения «О духовных училищах». Примечательно, что работа, написанная в 1850-е годы по заказу канцелярии Синода, не была опубликована в России — как говорилось, «вследствие свободно выраженного мнения». Ее сначала издали в Лейпциге в 1860-м. Впоследствии, правда, ею руководствовались при преобразовании духовных училищ и семинарий в России.
Сто лет назад, в 1909 году, вышел труд другого выпускника Духовной академии — Алексея Никаноровича Котовича. Основанный на архивных материалах, он назывался «Духовная цензура в России (1799 — 1855), то есть охватывал период правления трех императоров. Капитальная работа была оценена руководством академии, которое сочло автора достойным звания магистра богословия. Но Священный синод в лице епископа Феофана выразил мнение, что опубликованные факты не соответствуют иерархическим интересам.
За колледжем в глубине участка находятся выдающиеся памятники XVIII века — Федоровский корпус Александро-Невской лавры, построенный Теодором Швертфегером, Пьетро Трезини и Михаилом Расторгуевым, Федоровская церковь (Пьетро Трезини, Иван Росси, середина XVIII в.) и церковь Исидора Пелусиота, построенная церковным архитектором Григорием Карповым.
Фото Натальи ЧАЙКИ